г. Иркутск |
|
29 июля 2014 г. |
N А58-5691/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярославские огни" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года по делу N А58-5691/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.,),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярославские огни" (г. Якутск, ОГРН: 1121435009596, далее - ООО "Ярославские огни", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 13.09.2013 N 7182-ДГП в выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105041:241; об обязании Департамента принять решение о выдаче разрешения на строительство указанного объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года решение суда от 14 февраля 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Ярославские огни" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 69, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки г. Якутска, утверждённых решением Окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 07.06.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно- Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами двух инстанций, 25.01.2011 Комитет земельных отношений Окружной администрации города Якутска (арендодатель) передал Шелест Л.С. (арендатор) по договору аренды N 09-1/2011-0005 со сроком действия до 25.01.2014 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105041:0241, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Ярославского, площадью 427 кв.м., для использования под строительство магазина.
На основании договора N 155 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 14.08.2012 ООО "Ярославские огни" от Шелест Л.С. переданы все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 25 января 2011 года N 09-1/2011-0005.
05.09.2013 общество обратилось в Департамент с заявлением N 8691-ДГП о выдаче разрешения на строительство объекта "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105041:241, с приложением документов.
Письмом от 13.09.2013 N 7182-ДГП Департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство, указав причины в пунктах 1, 2, 3, 4 и поддержав в суде первой инстанции названный отказ в части пунктов 1, 4.
Согласно письму от 13.09.2013 градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21.02.2012 не соответствует градостроительным регламентам от 14 ноября 2012 года N 95-НПА (пункт 1); проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка: объект расположен в зоне Ж-5, где использование земельного участка под магазин относится к условно-разрешенным видам использования земельного участка, не представлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка; не соблюдены минимальные отступы от границ земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей, не представлено разрешение на отклонение от предельных параметров; в разделе генеральный план благоустройство запроектировано за пределами отведенного земельного участка с кадастровым номером 14:36:105041:241 (пункт 4).
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2.4.8 Положения о Департаменте градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, утвержденного Решением Якутской городской Думы от 14.06.2012 N РЯГД-46-9, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа "Город Якутск", отнесена к компетенции Департамента.
Как следует из части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства).
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Суды постановили следующие выводы относительно несоответствия градостроительного плана земельного участка от 21.02.2013 градостроительному регламенту от 14.11.2012 N 95-НПА.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:105041:0241 установлен градостроительный регламент в составе Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (в редакции решения Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 95-НПА). На момент обращения 05.09.2013 общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство представленный градостроительный план земельного участка N RU14301000-2012-048 от 21 февраля 2012 года не соответствовал градостроительному регламенту (в редакции от 14 ноября 2012 года), поскольку был составлен до внесения соответствующих изменений в градостроительный регламент.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Как следует из части 3 статьи 44 Кодекса, в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, в составе градостроительного плана этого земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте.
При таких условиях пункт 1 письма Департамента от 13.09.2013 был признан обоснованным, поскольку материалами дела подтверждено несоответствие градостроительного плана градостроительному регламенту.
Применительно к пункту 4 отказа Департамента суды установили следующее.
Как следует из материалов дела, арендуемый обществом земельный участок относится к зоне среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (Ж-5).
Согласно части 7 статьи 36.3 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденных решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9 (действовавших на момент обращения 05.09.2013 общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство) (далее - Правила землепользования 2007 года), зона среднеэтажной жилой застройки Ж-5 выделена для формирования жилых районов средней плотности с размещением многоквартирных домов.
Частью 4 статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года установлены, в частности предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе минимальный размер земельного участка - 937,5 кв.м.; минимальный отступ от красной линии внутриквартальных проездов и магистральных улиц соответственно 3 м. и 5 м.; минимальный отступ от границ земельных участков до боковой стены многоквартирного дома устанавливается в размере 5 м.
Как установили суды, фактические параметры объекта капитального строительства не соответствуют требованиям для составления чертежа градостроительного плана, установленным пунктом 3 раздела II Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Минрегиона России от 11.08.2006 N 93. В частности, отступы от границы земельного участка до фасадов здания на уровне 2-4 этажей составят 4,2 м. вместо 5 м.
Согласно подпункту "г" пункта 2 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны среднеэтажной жилой застройки Ж-5 указаны магазины товаров первой необходимости (общей площадью не более 400 кв.м.) на первых этажах жилых многоквартирных домов; согласно проектной документации общая площадь объекта капитального строительства "Магазин по улице Ярославского в квартале "Б" города Якутска" составляет 523,7 кв.м.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что представленная в Департамент проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, а также отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров.
При таких условиях суды правомерно не усмотрели оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает, что материалами дела и судебными актами Якутского городского суда от 07.07.2010 по делу N 33-3614-2010, имеющего в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего дела, целевое использование земельного участка установлено под строительство магазина.
Между тем судами по настоящему делу иное целевое использование земельного участка не установлено.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что в силу статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года минимальный размер земельного участка для зданий общественного назначения составляет 400 кв.м.; поскольку площадь земельного участка общества составляет 427 кв.м, то размер земельного участка является допустимым; считает, что строительство отдельно стоящих магазинов не регламентировано.
Данный довод проверен, однако признан не свидетельствующим о неправильном применении судами статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года.
Заявитель кассационной жалобы также считает неправомерным вывод судов о несоответствии проектной документации градостроительным нормам; указывает, что на разрешение на строительство по нулевому циклу не распространялись требования выше фундамента.
Названные доводы проверены и признаны направленными на иную оценку обстоятельств по делу, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению заявителя кассационной жалобы, при наличии положительной государственной экспертизы проекта вывод судов о несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов, сводов правил и результатам инженерных изысканий, неправомерен.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В связи с этим судами сделан верный вывод о том, что наличие положительного заключения государственной экспертизы само по себе не подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана.
Согласно примечанию к пункту 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года, в котором предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, показатели, не урегулированные в настоящих параметрах, определяются в соответствии с требованиями технических регламентов, СНиП, СанПиН и других нормативных документов.
Департамент отказал обществу в выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия проектной документации именно требованиям, определенным в пункте 4 части 7 статьи 36.3 Правил землепользования 2007 года
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2014 года по делу N А58-5691/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.