Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2011 г. N Ф02-610/11 по делу N А19-11864/10
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области Чапыгина Дмитрия Сергеевича (доверенность N 06-18/024926 от 14.12.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2010 года по делу N А19-11864/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кулик Е.Н., суд апелляционной инстанции: Клочкова Н.В., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о привлечении Администрации муниципального образования города Братска (далее - Администрация МО г. Братска) к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального предприятия "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" муниципального образования г. Братска (далее - МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска) в размере 1 186 379 рублей.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Братска (далее - КУМИ г. Братска) и МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2010 года исковое заявление ФНС России оставлено без рассмотрения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года определение от 2 сентября 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2010 года по делу N А19-11864/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года по тому же делу ФНС России просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права: статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу, отвечающий требованиям статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не поступил.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 29 марта 2011 года до 10 часов 30 минут 5 апреля 2011 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ФНС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 12037 - 12040).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2009 года МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Деменчук Владислав Александрович.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о привлечении Администрации МО г. Братска к субсидиарной ответственности по обязательствам МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска. В обоснование исковых требований указано на то, что неправомерное заключение должником с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска договора уступки прав требования от 22.08.2008 по исполнительному листу N 1572, выданному Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-13866/07 от 26.12.2007 на сумму 5 876 206 рублей 58 копеек, а также отчуждение квартиры, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Депутатская, д. 7, кв. 37, - по сделке от 24.04.2009, свидетельствуют о выводе имущества из состава активов должника, что повлекло ухудшение экономического положения предприятия и привело к признанию его несостоятельным (банкротом).
ФНС России полагает, что указанные сделки свидетельствуют о вине Администрации МО г. Братска, размер субсидиарной ответственности которой по долгам МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска составляет 1 186 379 рублей - задолженность в бюджет и внебюджетные фонды.
Арбитражный суд первой инстанции оставил иск без рассмотрения, поскольку заявленные требования на основании норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подлежат предъявлению и рассмотрению в деле о банкротстве МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска.
Арбитражный суд апелляционной инстанции указал на правильность выводов суда первой инстанции о том, что в привлечение к субсидиарной ответственности по долгам МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска должно осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными в связи со следующим.
Круг лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, основания и порядок привлечения к такой ответственности установлены статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10 Закона о банкротстве) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском о привлечении Администрации МО г. Братска к субсидиарной ответственности по обязательствам МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска.
Согласно Уставу МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Братска и администрация МО г. Братска являются по отношению к МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска контролирующими должника лицами.
Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 10 Закона о банкротстве дополнена пунктом 6, согласно которому заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Как разъяснено в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ (Закон N 73-ФЗ вступил в силу с 05.06.2009).
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ, независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Исковое заявление подано ФНС России 28 мая 2010 года, то есть после вступления в силу изменений, внесенных в Закон о банкротстве Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ, а также разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Информационном письме N 137 от 27.04.2010 (Информационное письмо N 137 размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 14.05.2010).
Следовательно, заявленное требование подлежит рассмотрению в соответствии с процессуальными нормами законодательства о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Поскольку заявленные исковые требования подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве, а не в порядке искового производства, арбитражный суд первой инстанции правильно на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил исковое заявление ФНС России о привлечении Администрации МО г. Братска к субсидиарной ответственности по обязательствам МП "СЕЗ ЖКХ" МО г. Братска без рассмотрения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2010 года по делу N А19-11864/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 сентября 2010 года по делу N А19-11864/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.