г. Иркутск |
|
19 августа 2014 г. |
N А19-15003/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства труда и занятости Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2014 года по делу N А19-15003/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
закрытое акционерное общество "СибЭнергоРемСтрой" (г. Иркутск;
ОГРН 1093850027480; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам миграции Иркутской области (г. Иркутск; далее - межведомственная комиссия) от 04.07.2013 в части отклонения в полном объеме заявления общества о привлечении в 2014 году иностранных работников, изложенного в уведомлении Министерства труда и занятости Иркутской области от 12.07.2013 N 74-37-4497.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и занятости Иркутской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить по мотиву неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела; по мнению Министерства, судами неверно применены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила N 783); судами необоснованно не принято во внимание заключение Министерства; суды не указали, нарушение каких норм материального права допущено межведомственной комиссией при принятии решения об отклонении заявки общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебные акты - оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что общество 23.04.2013 обратилось в Министерство с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год, в которой изложило свою потребность в иностранных работниках по профессиям: облицовщик-мозаичник, штукатур, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, арматурщик, бетонщик, каменщик, столяр строительный в общем количестве 260 человек из числа граждан Китая и Узбекистана, указав на отсутствие национальных кадров в регионе.
Уведомлением от 12.07.2013 N 74-37-4497 Министерство проинформировало общество о том, что решением межведомственной комиссии от 04.07.2013 заявка отклонена в полном объеме в связи с наличием возможности удовлетворения потребностей в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Общество, считая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, создавая препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
В силу статьи 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам миграции, утвержденного постановлением Губернатора Иркутской области от 27.03.2009 N 65-п, межведомственная комиссия по вопросам миграции образована в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области по вопросам миграционных процессов на территории Иркутской области.
Как правильно указали суды, межведомственная комиссия наделена публичными полномочиями в области миграции, в связи с чем ее решения могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации установлен Правилами N 783.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.
В силу подпункта "а" пункта 18 Правил N 783 основанием для уменьшения объемов привлечения иностранных работников, предусматриваемых работодателями, а также отклонения заявок полностью или частично по решению межведомственных комиссий может являться, в частности наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа, осуществляющего публичные полномочия, или должностных лиц надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проанализировав приведенные нормы права и вышеуказанный порядок определения потребности в привлечении иностранных работников, предусмотренный Правилами N 783, учитывая предусмотренные статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила распределения бремени доказывания, суды двух инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности межведомственной комиссией наличия возможности удовлетворения вышеприведенных потребностей общества в рабочей силе за счет использования национальных трудовых ресурсов.
Данные выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела и указанных в судебных актах доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судебных инстанций о недоказанности в данном конкретном случае наличия у межведомственной комиссии предусмотренного подпунктом "а" пункта 18 Правил N 783 основания для отклонения заявки общества и не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судов двух инстанций.
Доводы Министерства, оспаривающие названные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не могут быть учтены как не влияющие на правильность этих выводов, не учитывающие приведенные положения статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и по существу направленные исключительно на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Довод Министерства о непринятии судами заключения Министерства подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела, поскольку, как следует из решения арбитражного суда первой инстанции, несмотря на наличие заключения Министерства от 06.05.2013 N 74-37-2080/13 о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников в рамках квоты на 2014 год, а также информации об обратившихся в учреждения занятости населения Иркутской области гражданах, имеющих профессии, связанные со строительством, Министерство не доказало наличие возможности заполнения вакансий общества за счет региональных ресурсов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2014 года по делу N А19-15003/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.