Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае на решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 октября 2010 года по делу N А33-11718/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шайхутдинов Е.М.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - Росприроднадзор, управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными пункта 1 предписания и пункта 1 раздела II представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ТУ ФСФБН в Красноярском крае, учреждение) от 15.06.2010 N 04-14-295 о возврате в федеральный бюджет 2 412 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 октября 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 года решение суда от 7 октября 2010 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, ТУ ФСФБН в Красноярском крае обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 12449, N 12450, информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет www.fasvso.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, органом бюджетного надзора в период с 19.04.2010 по 28.05.2010 проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности управления за 2008-2009 годы.
В ходе проверки установлено, что управление в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" возмещало работникам (водителям) расходы по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих расходы, в размере 30 рублей в сутки, вместо установленных 12 рублей. Всего выявлено 62 факта неправомерных выплат на общую сумму 2 412 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 04.06.2010.
По данному факту ТУ ФСФБН в Красноярском крае выдано предписание N 03-14-295 об устранении нарушения в использовании средств федерального бюджета, а именно возвратить в доход федерального бюджета 2 412 рублей (неправомерно использованных средств федерального бюджета). Срок исполнения предписания установлен 30 дней.
15.06.2010 выдано представление N 04-14-295 с предложением руководителю управления рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, в том числе выразившегося в неправомерном использовании средств федерального бюджета - 2 412 рублей, использованных для возмещения расходов по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих расходы (30 рублей в сутки вместо 12 рублей).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов.
Выводы судов постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом, установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что управлению в качестве нарушения бюджетного законодательства вменяется несоблюдение положений статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
В соответствии с подпунктом "а" постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" возмещение расходов по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами.
В силу пункта 3 указанного постановления расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, установленные пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 размеры возмещения расходов, связанных с командировками, ограничивают только размер финансирования из федерального бюджета на указанные цели, но не ограничивают величину производимых работникам выплат, если они согласованы с работодателем и возмещаются за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.
Судами установлено, что управление в 2008-2009 годах в 62 случаях возмещение расходов водителей по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих расходы, осуществляло из расчета 30 рублей в сутки, на общую сумму 2 412 рублей.
Приказом управления от 28.12.2007 N 175 установлена норма возмещения водителям не подтвержденных документально расходов по найму жилого помещения (при направлении в служебные командировки) в размере 30 рублей. Расходы по проживанию учитывались управлением на балансовом счете 208.09.01 по коду экономической классификации 226.
Из пояснений управления следует, что при формировании сметы доходов и расходов планируемые суммы расходов по найму жилого помещения определяются из расчета 550 рублей в сутки. Отчетами по исполнению смет подтверждается, что задолженность по счету 208.09.01 по коду экономической классификации 226 на конец 2008, 2009 годов отсутствует. Административным органом превышение расходов средств федерального бюджета, их нецелевое использование не установлено.
Следовательно, вывод судов о недоказанности управлением факта неправомерного использования денежных средств в указанной сумме, поскольку возмещение расходов сверх установленного размера компенсации (12 рублей) произведено за счет средств экономии бюджетных средств, является правильным
Иные доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах полномочий кассационной инстанции.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 октября 2010 года по делу N А33-11718/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.