Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Смоляк Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Республики Тыва (судья Маады Л.К-Б., секретарь судебного заседания Куулар С.Ч. (ведение протокола отдельного процессуального действия),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 2 февраля 2011 года по делу N А69-2555/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хайдып Н.М.; суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),
установил:
Мэрия города Кызыла (ОГРН: 1021700517123; ИНН: 1701009765) (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) от 09.09.2010 N 05-13-03/07-15-10 и абзацев 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2 предписания от 09.09.2010 N 05-13-03/07-15-10 антимонопольного органа.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Ритуал" (ОГРН: 1091719000031; ИНН: 1701045001) (далее - МУП "Ритуал"); гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Шевченко Бориса Кестутисовича (ОГРНИП: 305171417400017) (далее - индивидуальный предприниматель Шевченко Б.К.).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 2 февраля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2011 года, заявление мэрии удовлетворено частично. Судом признаны недействительными абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 2 предписания от 09.09.2010 N 05-13-03/07-15-10 в части указания мэрии осуществлять собственными силами функции по: контролю за соблюдением выполнения санитарных норм при захоронении гроба с телом умершего; установлению режима работы кладбищ г. Кызыла; подготовке могил, захоронению умерших с гробом, подготовке похоронных ритуальных регистрационных знаков; текущему содержанию кладбищ, как не соответствующие нормам действующего законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты в части признания недействительными абзацев 2, 3, 4, 5 пункта 2 предписания по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене в данной части, антимонопольный орган оспаривает выводы судов о недействительными указанных абзацев предписания, поскольку считает, что мэрия незаконно создала условия, при которых МУП "Ритуал" фактически осуществляет полномочия органа местного самоуправления; по мнению антимонопольного органа, выводы судов о неправомерности возложения на мэрию указанных в абзацах 2, 3, 4, 5 пункта 2 оспариваемого предписания функций противоречат Правилам организации ритуальных услуг, содержания и работы муниципальных кладбищ г. Кызыла, утвержденным постановлением мэра г. Кызыла от 19.05.2010 N 1357 (далее - Правила N 1357); выводы судов двух инстанций постановлены без учета и оценки всех обстоятельств дела.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, на основании заявления индивидуального предпринимателя Шевченко Б.К., являющегося участником рынка по оказанию ритуальных услуг в г. Кызыле, в отношении мэрии города Кызыла проведено антимонопольное расследование, по результатам которого антимонопольным органом вынесено решение от 09.09.2010 N 05-13-03/07-15-10, которым мэрия признана нарушившей положения пункта 1 части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части принятия акта и совершения действий, связанных с ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг, путем наделения хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, что создает преимущественные условия деятельности МУП "Ритуал" и необоснованно препятствует осуществлению деятельности иным хозяйствующим субъектам.
Пунктом 2 предписания антимонопольного органа от 09.09.2010 N 05-13-03/07-15-10 мэрии, в частности, предписано собственными силами осуществлять функции по: контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах г. Кызыла (абзац 1); контролю за соблюдением выполнения санитарных норм при захоронении гроба с телом умершего (абзац 2); установлению режима работы кладбищ г. Кызыла (абзац 3); подготовке могил, захоронению умерших с гробом, подготовке похоронных ритуальных регистрационных знаков (абзац 4); текущему содержанию кладбищ (абзац 5).
Не согласившись с решением и абзацами 1, 2, 3, 4, 5 пункта 2 предписания антимонопольного органа, мэрия оспорила их в арбитражном суде.
Частично удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительными абзацы 2-5 пункта 2 оспариваемого предписания, арбитражные суды двух инстанций исходили из того, что определенные указанными абзацами функции уполномочены осуществлять территориальные органы Роспотребнадзора (в части абзаца 2), а также специализированные службы по вопросам похоронного дела (в части абзацев 4, 5). Режим работы кладбищ г. Кызыла уже установлен Правилами N 1357 (в части абзаца 3).
Проверив правильность принятых по данному делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тывинское УФАС России обязано доказать соответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
В этой связи, оценивая соответствие абзацев 2-5 пункта 2 предписания закону или иному нормативному правовому акту, арбитражные суды двух инстанций обоснованно руководствовались нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) и Правилами N 1357.
Пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о погребении санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль за состоянием мест погребения осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом в соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы.
Нормами Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 25); органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (статья 29).
Согласно положениям Правил N 1357 специализированная служба по вопросам похоронного дела должна содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение умерших, подготовку регистрационных знаков, соблюдение установленных правил подготовки могил (пункт 5.1); режим работы кладбищ установлен с 09.00 до 18.00 ежедневно, погребение умерших - с 11.00 до 16.00 (пункт 7.1).
При таких обстоятельствах и приведенном правовом регулировании суды постановили законные, обоснованные и мотивированные выводы о недействительности абзацев 2-5 пункта 2 предписания Тывинского УФАС России, доводы кассационной жалобы которого проверены, но не могут быть учтены судом кассационной инстанции как основанные на неправильном истолковании норм материального права.
В этой связи суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 2 февраля 2011 года по делу N А69-2555/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 апреля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.