Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 января 2011 года по делу N А33-17718/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шуваев Е.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Колесникова Г.А., Демидова Н.М.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы (ИФНС) по Советскому району г. Челябинска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (МИФНС) N 23 по Красноярскому краю, к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Финансы и Кадры" (ОГРН 1082468037717, ИНН 2462204877) о признании недействительным решения МИФНС N 23 по Красноярскому краю от 26.04.2010 N 10403А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), за государственным регистрационным номером 2102468305729, и об обязании МИФНС N 23 по Красноярскому краю внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 января 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, ИФНС по Советскому району г. Челябинска обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации) является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
ИФНС по Советскому району г. Челябинска указывает, что регистрирующему органу на момент государственной регистрации было известно о том, что по указанному в заявлении адресу ООО "Финансы и Кадры" не находится, а объекты по указанному адресу вообще отсутствуют.
Из кассационной жалобы также следует, что внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица может повлечь нарушение прав граждан, юридических лиц, органов государственной власти, а также препятствует осуществлению налогового контроля.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС N 23 по Красноярскому краю указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов ИФЕС по Советскому району г. Челябинска.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили. МИФНС N 23 по Красноярскому краю Заявила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, единственным участником ООО "Финансы и Кадры" Жадан А.А. 19.04.2010 принято решение об изменении места нахождения общества, утверждения изменений в устав, которыми место нахождения общества определено: г. Челябинск, ул. Елькина, 107А. В связи с этим Жадан А.А. 19.04.2010 представлены в МИФНС N 23 по Красноярскому краю документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Финансы и Кадры", в том числе заявление по форме N Р13001, в котором в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества указано: город Челябинск, ул. Елькина, 107А.
По запросу МИФНС N 23 по Красноярскому краю о проведении мероприятий по установлению места нахождения ООО "Финансы и кадры" ИФНС по Советскому району г. Челябинска 21.04.2010 составлен протокол осмотра помещения, расположенного по адресу: : г. Челябинск, ул. Елькина, 107А, в соответствии с которым место нахождение общества по указанному адресу не установлено, по данному адресу отсутствуют какие-либо здания и сооружения.
МИФНС России N 23 по Красноярскому краю 26.04.2010 принято решение N 10403А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Финансы и Кадры", в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена запись с присвоением государственного регистрационного номера 2102468305729 от 26.04.2010 об изменении адреса (места нахождения) общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации 27.04.2010 регистрационное дело ООО "Финансы и Кадры" направлено в в ИФНС по Советскому району г. Челябинска.
Полагая, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица произведена регистрирующим органом с нарушением действующего законодательства, ИФНС по Советскому району г.Челябинска обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 26.04.2010 N 10403А о государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у регистрирующего органа предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации изменений, поскольку заявителем представлен полный пакет документов, указанные в них сведения подтверждены руководителем заявителя.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации).
В соответствии со статьей 17 названного Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 этой же статьи для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по утвержденной форме, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона о государственной регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу подпунктов "а" и "б" статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации изменений допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Судами установлено и налоговой инспекцией не опровергнуто, что заявителем представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона о государственной регистрации, в заявлении о государственной регистрации руководителем общества подтверждено, что вносимые в учредительные документы сведения достоверны.
В связи с этим у регистрирующего органа отсутствовали установленные статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации основания для отказа в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице.
Более того, Федеральный закон о государственной регистрации не предусматривает такой меры реагирования на допущенные при государственной регистрации юридического лица нарушения, как оспаривание налоговой инспекцией действительности принятого в связи с этим решения.
Достоверность представляемых для данных видов регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
При этом в качестве последствия грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических пункт 2 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации предусматривает право регистрирующего органа в судебном порядке ликвидировать такое юридическое лицо.
Установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признание регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
Кроме того, ИФНС по Советскому району г. Челябинска, ссылаясь на необходимость соблюдения достоверности сведений федерального информационного ресурса и нарушение публичных прав и интересов неограниченного круга лиц и налоговых органов по осуществлению налогового контроля, не приводит обоснование, каким образом признание недействительной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, восстановит возможность осуществления налогового контроля и достоверность сведений о юридическом лице.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела дана оценка всем доводам ИФНС по Советскому району г. Челябинска по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 января 2011 года по делу N А33-17718/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.