Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Уманя И.Н.,
судей Белоножко Т.В., Некрасовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года по делу N А19-20550/10 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции - Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Определением от 28 октября 2010 года Арбитражным судом Иркутской области принято к производству исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г.Братска Иркутской области (далее - ФНС) о ликвидации на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации закрытого акционерного общества "БратскНефтеПродукт", имеющего основной государственный регистрационный номер 1073804003107 в Едином государственном реестре юридических лиц и юридический адрес: Иркутская область, г.Братск, Индустриальный проезд, дом 5А, корпус 35, квартира 203 (далее - ЗАО "БратскНефтеПродукт").
Предъявленное требование мотивировано тем, что ФНС на основании бухгалтерских документов, представленных ЗАО "БратскНефтеПродукт", произвело расчет чистых активов за периоды с 01.01.2008 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 30.06.2010, стоимость которых не достигла размера уставного капитала, составляющего 10.000 рублей; тем, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" не приняло в разумный срок решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества; о том, что непринятие ЗАО "БратскНефтеПродукт" вышеназванных решений позволяет ФНС предъявить в судебном порядке требование о ликвидации общества.
В отзыве на исковое заявление ЗАО "БратскНефтеПродукт", в лице его учредителя и генерального директора Адамовича Александра Николаевича, сообщило о том, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" осуществляет хозяйственную деятельность, представляет налоговому органу бухгалтерскую отчетность, не имеет задолженности по заработной плате, по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды; о том, что для улучшения финансового состояния и с целью увеличения размера чистых активов принято решение о продаже принадлежащей ЗАО "БратскНефтеПродукт" части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Логистика", номинальная стоимость которой составляет 41.610.000 рублей.
Решением от 20 января 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить решение от 20 января 2011 года и постановление от 27 апреля 2011 года, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, решение от 20 января 2011 года и постановление от 27 апреля 2011 года приняты с нарушением норм права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что финансовое состояние ЗАО "БратскНефтеПродукт" ухудшается на протяжении трех лет, при этом не предпринимались попытки по его улучшению и увеличению стоимости чистых активов, в связи с чем имеются основания для ликвидации общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Определение от 7 июля 2011 года о назначении на 16.08.2011 судебного заседания для рассмотрения кассационной жалобы ФНС на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года по делу N А19-20550/10 размещено 11.07.2011 в 12 часа 19 минут по московскому времени на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Стороны о времени и месте судебного заседания извещались в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заявитель кассационной жалобы 14.07.2011 (уведомление о вручении регистрируемого почтового отправления N 66401140111926).
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16.08.2011 до 12 часов 50 минут 23.08.2011, о чем сделано публичное извещение, размещенное 17.08.2011 в 4 часа 21 минуту по московскому времени на сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Представители сторон в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, для отмены решения от 20 января 2011 года и постановления от 27 апреля 2011 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Иркутской области, руководствовавшийся пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2003 N 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 N 03-6/пз, исходил из того, что уменьшение стоимости чистых активов не влечет, само по себе, незамедлительную ликвидацию общества; из того, что стоимость чистых активов ЗАО "БратскНефтеПродукт" с 2008 года по первое полугодие 2010 года составляла меньшую сумму по сравнению с уставным капиталом общества, но данное обстоятельство следует рассматривать как признак ухудшающегося финансового состояния юридического лица, требующего принятия соответствующих мер; из того, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" предпринимает конкретные меры, направленные на улучшение его финансового состояния; из того, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" осуществляет свою деятельность, представляет в налоговый орган отчетность, не имеет задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, а также по гражданско-правовым обязательствам; из того, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости ликвидации действующего юридического лица.
Четвертый арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные решением от 20 января 2011 года, и по результатам повторного рассмотрения дела по апелляционной жалобе ФНС оставил его без изменения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нормы права, на которые сослалась ФНС, не предусматривают незамедлительной ликвидации акционерного общества при уменьшении его чистых активов, а обязывает акционеров принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, имеющимся в нем доказательствам, спор разрешен без нарушения либо неправильного применения норм материального права и норм процессуального права, которые бы могли повлечь отмену решения от 20 января 2011 года и постановления от 27 апреля 2011 года.
Статья 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" позволяет ликвидировать акционерное общество добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, или по решению суда по основаниям, предусмотренным этим же Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушениях закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как предусмотрено пунктом 6 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ), если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:
- об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов,
- о ликвидации общества.
Не принятие акционерным обществом названных решений позволяет органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предъявить в суд требование о ликвидации общества (пункт 12 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налоговые органы наделены правом предъявления в суде и арбитражном суде исков о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация", неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, и руководствуясь вышеназванными нормами материального права, суды первой и апелляционной инстанций установили то, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" является действующим юридическим лицом, представляет в ФНС налоговую и бухгалтерскую отчетность, выполняет обязанности по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды, задолженность перед бюджетом отсутствует, что не оспаривается заявителем кассационной жалобы.
Допущенные акционерным обществом нарушения Федерального закона "Об акционерных обществах", послужившие основанием для обращения с заявлением о ликвидации юридического лица, не повлекли причинения ущерба правам и законным интересам третьих лиц.
Уменьшение чистых активов следует рассматривать как признак ухудшающегося финансового состояния юридического лица и в соответствии с пунктом 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 12 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" оно не влечет, само по себе, его ликвидацию.
Пункт 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ) и пункт 5 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 352-ФЗ) обязывают акционерное общество принять меры по приведению стоимости чистых активов акционерного общества в соответствие с величиной его уставного капитала.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено то, что ЗАО "БратскНефтеПродукт" предпринимает конкретные меры к улучшению финансового состояния.
В материалах дела N А19-20550/10, поступивших в суд кассационной инстанции, отсутствуют доказательства наличия претензий со стороны кредиторов к ЗАО "БратскНефтеПродукт", а также доказательства, свидетельствующие о том, что исключительная мера ответственности в виде прекращения деятельности юридического лица необходима для защиты прав и законных интересов других лиц, в связи с чем у Арбитражного суда Иркутской области отсутствовали достаточные основания для удовлетворения исковых требований о ликвидации ответчика, а у Четвертого арбитражного апелляционного суда - для отмены решения от 20 января 2011 года.
С учетом изложенного, выводы о том, что уменьшение чистых активов общества, само по себе, не влечет его незамедлительную ликвидацию, а следует рассматривать как признак ухудшающегося финансового состояния, требующего принятия соответствующих мер, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, являются, в данном случае, правильными, основанными на вышеуказанных нормах права, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе "Об акционерных обществах".
Кассационная жалоба ФНС содержит доводы, на которых были основаны исковые требования, при этом они, не опровергая выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, которые установлены по результатам рассмотрения дела.
Судом кассационной инстанции установлено, что Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом дана оценка приобщенным к материалам дела доказательствам, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочий для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, принятых без нарушения и неправильного применения норм материального права и норм процессуального права, которые бы могли повлечь их отмену, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года по делу N А19-20550/10 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года по делу N А19-20550/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Умань |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.