Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2011 года по делу N А33-18428/2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Бычкова О.И., Дунаева Л.А.),
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - УФССП по Красноярскому краю, управление, ОГРН 1042402980355, ИНН 2466124527) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - ТУ Росимущества в Красноярском крае, ОГРН 1092468031479, ИНН 2466222186) о признании незаконными действий, выразившихся в возврате уведомления о готовности к реализации арестованного имущества письмом от 09.11.2010 N 11-14649, обязании устранить допущенные нарушения, принять на реализацию долю в праве 10665/11785 объекта незавершенного строительства площадью 3385,7 кв.м, назначение не определено, 7-этажный, инв. N 04401001:0023504700010, лит. В20, В21, В22, В23, адрес объекта: г.Красноярск, ул. Энергетиков, о. н.с. 83А, строение 30.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Нарва" (далее - ООО "Нарва").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2011 года решение суда от 21 марта 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, УФССП по Красноярскому краю, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возврат ТУ Росимущества уведомления N 14216 о готовности к реализации арестованного имущества, в связи с отсутствием судебного акта об обращении взыскания на долю в праве общей долевой собственности и отказа остальных участников общей долевой собственности от приобретения доли должника в соответствии со статьей 255 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаконным и препятствует осуществлению Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю возложенных на него функций Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Также заявитель жалобы считает, что УФССП по Красноярскому краю не наделено полномочиями по реализации имущества, в том числе путем предложения иным участникам долевой собственности по приобретению имущества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет www.fasvso.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 30 августа 2011 года до 10 часов 40 минут 1 сентября 2011 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительных документов о взыскании с ООО "Нарва" задолженности в общей сумме 23 997 675 рублей 70 копеек, судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство, в дальнейшем, объединив их в сводное исполнительное производство N СД327/08 и 19.08.2010 произвел арест имущества должника (доли в праве 10665/11785 объекта незавершенного строительства).
Судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 19.10.2010 о передаче арестованного имущества на реализацию в территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Уведомлением о готовности к реализации арестованного имущества от 28.10.2010 N 14216 управление поручило ТУ Росимущества реализацию арестованного имущества: доли в праве 10665/11785 объекта незавершенного строительства, принадлежащей обществу.
Письмом от 09.11.2010 N 11-14649 ТУ Росимущества возвратило без исполнения уведомление о готовности к реализации арестованного имущества N 14216, указав, что к уведомлению не приложено решение суда об обращении взыскания на 10665/11785 доли в праве общей долевой собственности и отказ остальных участников общей долевой собственности от приобретения доли должника в соответствии со статьей 255 Гражданского кодекса Российской Федерации; также к уведомлению о готовности к реализации имущества не приложено разрешение на строительство.
Посчитав действия ТУ Росимущества по возврату уведомления о готовности к реализации арестованного имущества от 28.10.2010 N 1426 незаконными, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия ТУ Росимущества не повлекли нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указав при этом, что у управления имеется иной механизм воздействия на ТУ Росимущества.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказ ТУ Росимущества в принятии пакета документов влияет на возможность управления осуществлять основную деятельность, направленную на выполнение задач и функций, установленных Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что управление не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий ТУ Росимущества по возврату уведомления о готовности к реализации арестованного имущества, является неправомерным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон об исполнительном производстве) реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральной службой судебных приставов и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом издан совместный приказ от 25.07.2008 N 347/149, которым утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок взаимодействия).
Пунктами 1.2, 2.1 - 2.3 Порядка взаимодействия установлено, что реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе. Росимущество в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России. Постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества. Судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество (в случае невозможности передачи имущества в натуре - правоустанавливающие и подтверждающие право документы) для реализации, а Росимущество (специализированные организации) принимает в течение семи рабочих дней после даты принятия решения Росимуществом. К акту передачи в случае передачи на реализацию соответствующего вида имущества прилагаются документы, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". К акту передачи могут прилагаться и другие документы, характеризующие соответствующее имущество. Имущество считается переданным со дня подписания акта передачи.
Управление Федеральной службы судебных приставов России действует в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом Минюста Российской Федерации N 69 от 09.04.2007 (далее - Положение). Согласно подпункту 2 пункта 3 Положения основными задачами территориального органа Федеральной службы судебных приставов России являются организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Подпункт 2 пункта 6 Положения предусматривает, что Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России организует в соответствии с законодательством Российской Федерации хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества.
В соответствии с пунктом 4.5. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 63 от 05.03.2009, территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче.
Таким образом, ТУ Росимущества является федеральным органом, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений.
При обращении в арбитражный суд с заявлением управление сослалось на часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав при этом, что оспариваемые действия и бездействие ТУ Росимущества являются незаконными и препятствующими осуществлению возложенных на него Законом об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 2 статьи 4 Кодекса).
На основании части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обращение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов ограничено объемом их прав, установленных в части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указанные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов случаях, предусмотренных федеральным законом.
В перечне федеральных законов применительно к части 2 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует федеральный закон, который предусматривает случаи обращения ФССП и ее территориальных органов с исками или заявлениями в защиту публичных интересов.
ФССП по Красноярскому краю является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, полномочия которой закреплены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2004 N 1316.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа N 1316 следует читать как "от 13.10.2004"
Предметом настоящего спора является обжалование управлением незаконных действий (бездействия) ТУ Росимущества, при этом федеральный закон, предоставляющий Федеральной службе судебных приставов и ее территориальным органам право на обращение с настоящим требованием в арбитражный суд в защиту публичных интересов, заявителем не назван.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия (бездействие) не повлекли нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных управлением требований не имелось.
В связи с тем, что судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения, поэтому суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции, постановленные без учета вышеизложенного, не привели к принятию неправильного решения.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, по данному делу не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2011 года по делу N А33-18428/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.И. Смоляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.