Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Вацет Алексея Олеговича (паспорт) и его представителя - Драчко Дмитрия Викторовича (доверенность от 15.09.2011), представителей: администрации муниципального образования "Нукутский район" Даниловой Марии Александровны (доверенность от 04.07.2011 N 900); общества с ограниченной ответственностью "Ольхон" Корябочкиной Натальи Владимировны (доверенность от 13.04.2011 N 09/11-ДО),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нукутский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2011 года по делу N А19-8908/2011 (суд первой инстанции: Ананьина Г.В., Колосов В.И., Дмитриенко Е.В.),
установил:
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Вацет Алексей Олегович (ОГРН 304380834300110) (далее - индивидуальный предприниматель Вацет А.О., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления администрации муниципального образования "Нукутский район" (далее - администрация) от 18.04.2011 N 183 "Об установлении публичного сервитута".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 5 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ольхон" (далее - ООО "Олъхон", общество).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал постановление администрации муниципального образования "Нукутский район" (далее - администрация) от 18.04.2011 N 183 "Об установлении публичного сервитута" не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и недействующим.
Администрация муниципального образования "Нукутский район" обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт по мотивам неправильного применения судом норм статей 7, 23, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", утвержденного решением Думы муниципального образования "Нукутский район" от 05.03.2011 N 17, нарушения норм процессуального права.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители администрации муниципального образования "Нукутский район" и ООО "Ольхон" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Индивидуальный предприниматель Вацет А.О. и его представитель считают судебный акт законным, просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вацет Алексей Олегович 24.01.2000 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является деятельность в области права; дополнительный вид деятельности - выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур; овощеводство; оптовая и розничная торговля овощами и картофелем (свидетельство о государственной регистрации серии 38 N 001759605).
Вацет А.О. имеет в собственности земельные участки, земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства:
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0277 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378226);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0278 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378227);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0279 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378223);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0280 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378222);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0281 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378221);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0282 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378220);
- площадь 110000 кв.м., Иркутская область, Нукутский район, урочище Смирниха кадастровый номер 85:04:010701:0286 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.01.2011 38 АД N 378217).
Администрация муниципального образования "Нукутский район", рассмотрев 18.04.2011 заявление ООО "Ольхон" об установлении публичного сервитута и учитывая результаты общественных слушаний, состоявшихся 16.04.2011, постановлением от 18.04.2011 N 183 установила публичный сервитут сроком на 10 лет для добычи каменного угля на участке Карьерное поле N 1 Головинского каменноугольного месторождения и строительства водозащитных дамб N 1, N 2 и нагорных канав на вышеуказанные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащие на праве собственности Вацет А.О.
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Официальный курьер" (выпуск N 50 от 28.04.2011), районной газете "Свет октября" (выпуск N 20 от 27.07.2011), государственная регистрация публичного сервитута осуществлена 19.05.2011.
Арбитражный суд Иркутской области, признав по заявлению индивидуального предпринимателя Вацет А.О. постановление администрации от 18.04.2011 N 183 "Об установлении публичного сервитута" недействующим, исходил из несоответствия оспариваемого нормативного правового акта Земельному кодексу Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Иркутской области основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая положения статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава МО "Нукутский район", пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление от 18.04.2011 N 183 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, принято полномочным органом.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спор о признании недействующим постановления от 18.04.2011 N 183 не подведомственен арбитражному суду, поскольку земельные участки были предоставлены Вацет А.О. для ведения личного подсобного хозяйства, то есть в целях удовлетворения личных потребностей, а не в целях получения прибыли при осуществлении деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, проверен, однако не может быть учтен судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 24.01.2000 серии 38 N 001759605, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателем от 21.04.2011 и от 12.05.2011, Вацет А.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, дополнительным видом деятельности которого является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур; овощеводство; оптовая и розничная торговля овощами и картофелем, следовательно, наличие в собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения связано с его предпринимательской деятельностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе (пункт 3 статьи 23 Кодекса).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8 статьи 23 Кодекса).
Как следует из материалов дела, публичный сервитут был установлен администрацией муниципального образования "Нукутский район" на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности предпринимателю, по результатам рассмотрения заявления ООО "Ольхон", имеющего лицензию от 2005 года на добычу каменного угля. При выдаче лицензии на разработку Головинского каменноугольного месторождения администрацией Нукутского района дано согласие на предоставление права пользования земельными участками, необходимыми для добычи угля на лицензионном участке.
Целью установления публичного сервитута на земельных участках, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, явилось добыча каменного угля и строительства водозащитных дамб N 1, N 2 и нагорных канав.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Абзацем 3 статьи 11 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) установлено, что предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Указанные земельные участки могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проанализировав положения статей 30, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал, что земельные участки при проведении работ, связанных с использованием недр, могут быть предоставлены недропользователю в аренду, в случае нахождения в собственности у других лиц при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, публичный сервитут был установлен администрацией на землях сельскохозяйственного назначения для добычи ООО "Ольхон" каменного угля и строительства водозащитных дамб и нагорных канав, что, как обоснованно посчитал суд, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствие со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Суд правильно посчитал, что установление публичного сервитута на спорных земельных участках для добычи каменного угля и строительства водозащитных дамб и нагорных канав приводит к невозможности использования собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Допускается использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли соответствующей категории земельным законодательством не предусмотрено.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
Между тем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о переводе спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которые администрацией установлен публичный сервитут, в другую категорию.
При таких обстоятельствах суд, учитывая положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также сельскохозяйственное назначение земельных участков, право собственности предпринимателя на спорные земельные участки, правомерно посчитал, что в данном случае публичный сервитут не мог быть установлен для добычи полезных ископаемых.
Кроме того, судом установлено, что публичный сервитут был установлен в защиту интересов конкретного юридического лица - ООО "Ольхон", обратившегося с заявлением об установлении публичного сервитута для добычи каменного угля в орган местного самоуправления.
Оценивая заявление общества, суд посчитал, что общество действовало в своих интересах, которые не носят характер общественных публичных нужд.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая эти выводы, указывает на то, что публичный сервитут был установлен в интересах местного самоуправления и местного населения, поскольку при использовании недр (добыча полезных ископаемых и производство дренажных работ (строительство водозащитных дамб) имеется публичный интерес, в том числе муниципальный. Заявитель также ссылается на то, что уголь с Головинского месторождения поставляется в Нукутский район и другие районы Иркутской области, что позволяет получать энергоресурсы по доступной и обоснованной стоимости. Открытие Головинского разреза позволило обеспечить рабочие места для жителей Нукутского района.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Судом установлено, что добытые из недр полезные ископаемые находятся в собственности недропользователя - ООО "Ольхон". В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлено доказательств, что добытые полезные ископаемые по условиям лицензии будут переданы муниципальному образованию, либо, что обременение земельного участка публичным сервитутом выгодно для муниципального образования при осуществлении возложенных на него публично-правовых функций за счет имущества, не являющегося его собственностью. Строительство водозащитных дамб и нагорных канав на земельных участках связано с добычей каменного угля и необходимо для защиты горных выработок от поверхностных вод.
Кроме того, администрацией нарушена процедура установления публичного сервитута.
Статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено требование, о том, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Из статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Статьей 3 Положения о порядке установления и прекращения публичных сервитутов на земельных участках, расположенных на территории МО "Нукутский район, утвержденного решением Думы МО "Нукутский район" от 05.03.2011 N 17 установлен порядок проведения общественных слушаний, согласно которому с целью организации и проведения общественных слушаний Организатор, в том числе обеспечивает официальное опубликование постановления о назначении общественных слушаний, письменно информирует о проведении общественных слушаний собственников, пользователей и иных владельцев земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут (информация направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись).
Как установлено судом на основании материалов дела, постановление о назначении общественных слушаний N 161 от 05.04.2011 было опубликовано в печатном издании Свет Октября N 13 от 08.04.2011. Проведение общественных слушаний назначено среди населения муниципального образования "Алтарик" на 16.04.2011 в 16.00 по адресу: Иркутская область, Нукутский район, с. Алтарик, ул. Комсомольская, 1. Предпринимателю Вацет А.О. было направлено 12.04.2011 уведомление о проведении общественных слушаний, которое было получено собственником земельного участка 19.04.2011, то есть после проведения общественных слушаний.
Учитывая изложенное, суд обоснованно посчитал, что общественные слушания были проведены в нарушение принятого муниципальным образованием Положения в отсутствие извещения собственника земельного участка.
Кроме того, поскольку общественные слушания назначены и проведены среди населения муниципального образования "Алтарик", как правильно посчитал суд, это ограничило право населения муниципального образования "Нукутский район" на участие в публичных слушаниях.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер, в связи с чем возражения в отношения публичного сервитута не обязательны для администрации и не влекут недействительность оспариваемого постановления, также не могут быть учтены.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения. Целью проведения общественных слушаний является учет мнения и интересов населения при установлении публичного сервитута.
Судом установлено, что в данном случае публичный сервитут был установлен без учета мнения владельца собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения, публичный сервитут не обеспечивал интересы местного населения или местного самоуправления, в связи с чем суд обоснованно признал постановление от 18.04.2011 N 183 "Об установлении публичного сервитута" недействующим.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2011 года по делу N А19-8908/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелемина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.