Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Горячих Н.А., Левошко А.Н.,
при участии представителя министерства финансов Иркутской области Курбанова Алексея Владимировича (доверенность от 28.12.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-769/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В., суд апелляционной инстанции: Клепикова М.А., Куклин О.А., Даровских К.Н.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Восточно-Сибирская процессинговая компания" (далее - ЗАО "ВСПК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к государственному учреждению "15 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (далее - ГУ "15 ОФПС по Иркутской области"), Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области о взыскании 29 166 рублей 58 копеек основного долга по государственному контракту N К-636 от 01.07.2008.
На основании части 1 статьи 47, статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ГУ "15 ОФПС по Иркутской области" правопреемником - государственным учреждением "3 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (далее - ГУ "3 ОФПС по Иркутской области").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области взыскано 29 166 рублей 58 копеек основного долга, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность по оплате товара должна быть исполнена стороной государственного контракта - государственным заказчиком ГУ "15 ОФПС по Иркутской области" (в настоящее время ГУ "3 ОФПС по Иркутской области"), в связи с чем министерство финансов Иркутской области не является надлежащим ответчиком.
Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, что ГУ "15 ОФПС по Иркутской области" при заключении государственного контракта действовало в рамках реализации Соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий от 09.07.2004, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 N 596 (далее - Соглашение).
Заявитель ссылается на то, что судом не приведены доводы и нормы закона, в соответствии с которыми отказано в иске к Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель министерства финансов Иркутской области подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 12160, 12162, 12164), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материально-правовому требованию истец просил взыскать задолженность по государственному контракту N К-636 от 01.07.2008.
В обоснование исковых требований ЗАО "ВСПК" ссылается на то, что ответчики в нарушение условий указанного контракта не исполнили обязательства по оплате в полном объеме за поставленный товар, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В качестве доказательств в материалы дела представлены: протокол открытого конкурса от 02.06.2008 N 230, государственный контракт N К-636 от 01.07.2008, товарные накладные, счета-фактуры, акт сверки, бюджетная смета на 2008 год, отчет об исполнении бюджета на 2008 год, платежные поручения о частичной оплате нефтепродуктов.
Правовым основанием иска указаны статьи 120, 309, 486 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответчик - ГУ "3 ОФПС по Иркутской области" - иск не признал, сославшись на невозможность исполнения обязательства по оплате полученного товара в связи с отсутствием финансирования учреждения; на то, что финансирование расходов на оплату поставленного товара по указанному выше государственному контракту должно производиться за счет средств Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области, в чьих интересах заключен государственный контракт.
Ответчик - министерство финансов Иркутской области - иск не признал, указывая на то, что надлежащим ответчиком по делу является ГУ "3 ОФПС по Иркутской области", которое является стороной государственного контракта.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя исковые требования за счет министерства финансов Иркутской области, сослался на статьи 525, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ). При этом суд исходил из того, что требования истца документально обоснованны, обязательства по оплате по указанному выше государственному контракту должна нести Иркутская область в лице министерства финансов Иркутской области.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Судами правильно квалифицированы правоотношения сторон как обязательства, возникшие из государственного контракта, регулирующиеся положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В качестве государственного заказчика по названному контракту значится отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Слюдянскому району (в настоящее время - ГУ "3 ОФПС по Иркутской области").
Между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области подписано Соглашение от 09.07.2004, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2004 N 596, в соответствии с которым администрация Иркутской области передает, а МЧС принимает полномочия, реализуемые за счет средств областного бюджета, по решению вопросов, в том числе, организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций (статьи 2, 3 Соглашения).
В силу пункта 2 статьи 2 Соглашения реализацию передаваемых администрацией Иркутской области обеспечивает в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами осуществление части полномочий, переданных МЧС России, по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правомерному выводу о том, что государственный контракт N К-636 от 01.07.2008 заключен государственным заказчиком в целях обеспечения государственных нужд Иркутской области в рамках Соглашения от 09.07.2004, заключенного между МЧС России и администрацией Иркутской области.
В силу изложенного довод заявителя о необоснованном выводе судов о том, что ГУ "3 ОФПС по Иркутской области" при заключении государственного контракта действовало в рамках реализации Соглашения, подлежит отклонению.
Установив цель размещения заказа, факт проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку товара Иркутской областью в лице Агентства по государственному заказу Иркутской области, наличие бюджетных ассигнований из областного бюджета для реализации контракта, дав надлежащую правовую оценку условиям заключенного государственного контракта, установив факт получения спорного товара и отсутствие доказательств его полной оплаты, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет средств казны в пользу истца 29 166 рублей 58 копеек.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что министерство финансов Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.
Иные доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения исходя из предмета заявленных требований и подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-769/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-769/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2011 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.