Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Орлова А.В., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2011 года по делу N А74-4662/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Федулкина А.А.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Хакаснефтепродукт ВНК" (далее - ЗАО "Хакаснефтепродукт ВНК", общество, ОГРН 1021900522071, ИНН 1900000333) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (далее - ТУ Росимущества в Республике Хакасия, управление, ОГРН 1091901001829, ИНН 1901090033), выразившегося в отсутствии решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 3087 кв.м, с кадастровым номером N 19:06:040148:0018, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с.Бея, ул.Гагарина,7 и обязании принять решение по представленным документам и подготовить договор купли-продажи земельного участка.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года решение суда от 18 марта 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судом статьи 29, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, (уведомления о вручении почтовых отправлений N 16164, N 16165, N 16166, информация размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет www.fasvso.arbit.ru, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.03.2009 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 3 087 кв.м, кадастровый номер 19:06:040148:0018, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с.Бея, ул.Гагарина,7.
Письмом от 03.04.2009 N 1232 в ответ на заявление общества от 17.03.2009 управление сообщило, что заявка на выкуп земельного участка направлена в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Письмом от 23.04.2009 N 12/596 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило управлению о необходимости в рассмотрении дополнительных документов и сведений, указав, что после получения доработанного комплекта документов заявка на приватизацию земельного участка будет рассмотрена повторно.
Письмом от 07.05.2009 N 1670 управление возвратило обществу заявление и пакет документов на доработку.
Письмом от 18.06.2009 N 68 после доработки пакета документов, общество направило управлению копии документов на выкуп земельного участка с кадастровым N 19:06:040148:18.
15.11.2009 общество обратилось в управление с письмом, в котором просило сообщить о принятом решении по данному заявлению на приватизацию земельного участка.
Письмом от 22.11.2010 N 4952 управление сообщило обществу, что пакет документов о выкупе земельного участка направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для проведения экспертизы и подготовки поручения управлению, однако до настоящего времени поручение Росимущества не получено.
Считая указанное бездействие управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое обществом бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия не соответствует статье 29, пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы общества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и бездействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (действия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Хакаснефтепродукт ВНК" принадлежит на праве собственности автозаправочная станция N 51, расположенная по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с.Бея, ул.Гагарина,7 Литер ВВ1В2В3В4В5В6В7В8В9А10ГГ1, кадастровый (условный) номер объекта 19:06:040146:0003:3187В, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/006/2011-161 от 04.03.2011.
Следовательно, общество как собственник объекта недвижимости расположенного на земельном участке площадью 3 087 кв.м с кадастровым номером 19:06:040148:0018 обладает исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка.
Общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность 17.03.2009, в июне 2009 года представлены дополнительные документы к заявлению.
При таких обстоятельствах общество при подаче заявления выполнило требования пункта 5 статьи 36 Кодекса, представив в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а Территориальное управление в нарушение требования статьи 36 Кодекса не решило по существу вопрос о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, допустив своим бездействием нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного правильным является вывод судов о том, что оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что Теруправление не является уполномоченным органом по рассмотрению заявления о приватизации земельного участка и принятию решения о предоставлении спорного земельного участки либо об отказе в предоставлении земельного участка, рассмотрена и учтена быть не может.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового положения территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия является уполномоченным органом по рассмотрению заявления общества по существу и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия обязано было в месячный срок со дня поступления всех документов принять решение по заявлению общества.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств по делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 марта 2011 года по делу N А74-4662/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.В. Орлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.