г. Иркутск |
|
18 июня 2014 г. |
N А10-1877/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Коровкиной А.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия Субанакова Саяна Карповича (доверенность N 03-13/0779 от 03.10.2013, удостоверение), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия Санжиева Геннадия Борисовича (доверенность N 02-29 от 24.12.2013, удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "Комхор" Колмаковой Ольги Константиновны (доверенность от 09.01.2013, паспорт), генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Комхор" Цоктоева Будажапа Буда-Цыреновича (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.12.2013, паспорт),
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Борхоновой Л.В. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем Башкуевым Б.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года по делу N А10-1877/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Пунцукова А.Т., апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комхор" (далее - ООО "Комхор", общество) (ОГРН 1020300716743, место нахождения: Республика Бурятия, Кяхтинский район, п.Хоронхой) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Бурятия (далее - инспекция) (ОГРН 1080326004626, место нахождения: г.Улан-Удэ) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ООО "Комхор" как недействующего юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности данной организации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия (далее - МИ ФНС N 3 по Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия 13 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просила указанные судебные акты отменить, принять судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая выводы судов об отсутствии оснований для исключения ООО "Комхор" из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего свою деятельность, заявитель указывает, что для признания юридического лица таковым достаточно установления совокупности обстоятельств, изложенных в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), положения которой, в свою очередь, обязанность регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении обществом хозяйственной деятельности не предусматривают.
Инспекция полагает, что установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не свидетельствуют об осуществлении обществом уставной деятельности и не опровергают факт наличия у него признаков недействующего юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Комхор", не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
МИ ФНС N 3 по Республике Бурятия в отзыве на кассационную жалобу, поддерживая доводы инспекции, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители инспекции и МИ ФНС N 3 по Республике Бурятия поддержали требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, полагали выводы суда первой инстанции и апелляционного суда необоснованными, в связи с чем просили обжалуемые судебные акты отменить, директор и представитель общества считали требования заявителя кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению в силу неправомерности изложенных им доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно требованиям части 2 статьи 65, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды первой и апелляционной инстанций устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств и подлежащих применению норм материального права.
Таким образом, арбитражный суд самостоятельно определяет предмет и распределяет бремя доказывания на основании норм, регулирующих соответствующие правоотношения, исходя из требований и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств.
Как обоснованно установлено судами, предметом заявленных по настоящему спору требований является признание недействительными действий инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из реестра как недействующего ООО "Комхор" на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием - нарушение данными действиями прав и законных интересов последнего как организации, фактически осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие), доказывание же факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя является обязанностью последнего.
Условия, порядок и сроки проведения процедуры исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц, регламентированы статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра согласно пунктам 1, 2 указанной нормы являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление в течение указанного периода операций хотя бы по одному банковскому счету.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. В срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридическим лицом, в отношении которого принято это решение, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в регистрирующий орган могут быть направлены соответствующие заявления.
Если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).
При рассмотрении заявленных требований судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекция в связи с документально подтвержденными фактами отсутствия движения денежных средств по банковским счетам общества и непредставления им документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение последних 12 месяцев приняла решение от 04.03.2011 N 70 о предстоящем исключении ООО "Комхор" из Единого государственного реестра юридических лиц, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (316) 09.03.2011. В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты указанным исключением, инспекцией 27.06.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об исключении из реестра ООО "Комхор".
Регулируя упрощенный - внесудебный порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организацией.
Исходя из изложенного и учитывая, что возбуждение и окончание судебными приставами - исполнителями исполнительных производств в отношении общества, как и участие последнего в судебных спорах, по которым судебные акты вступили в законную силу применительно к обстоятельствам настоящего спора за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, сами по себе не свидетельствуют об осуществлении им деятельности и не являются препятствием для применения указанной процедуры при наличии предусмотренных данной нормой условий, выводы судов об отсутствии правовых оснований для принятия решения об исключении ООО "Комхор" из реестра и нарушении оспариваемыми действиями регистрирующего органа прав и законных интересов заявителя не основаны на нормах действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего спора.
Ссылки судов на обстоятельства предоставления доступа работникам общества на территорию объектов, принадлежащих ООО "Комхор", не имеют значения для правильного рассмотрения настоящего спора, поскольку данные обстоятельства имели место после совершения инспекцией оспариваемых действий.
Таким образом, выводы судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО "Комхор" требований не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и противоречат вышеприведенным нормам материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть данные в настоящем постановлении указания, установить все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства и с учетом этого и полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств принять законное и мотивированное решение, а также решить вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года по делу N А10-1877/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года по тому же делу отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.