Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2011 г. N Ф02-4752/11 по делу N А19-5573/2011 (ключевые темы: нулевая ставка - пакет документов - плательщики НДС - упрощенная система налогообложения - момент определения налоговой базы)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 24 октября 2011 г. N Ф02-4752/11 по делу N А19-5573/2011

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года.

 

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Парской Н.Н.,

судей: Высокос М.Д., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЛЕСИНВЕСТ" Синильникова В.И. (доверенность от 20.04.2011),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Фирма "ЛЕСИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2011 года по делу N А19-5573/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Загвоздин В.Д., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Фирма "ЛЕСИНВЕСТ" (ОГРН 1023802316471, ИНН 3823009815) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 31.05.2011 N 01-04/1/54 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (ОГРН 1043800848960, ИНН 3804030755) (далее - налоговая инспекция) в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 921 097 рублей, наложения штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 184 219 рублей 40 копеек и начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 205 571 рубль 20 копеек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2011 года заявленные обществом требования удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции признано незаконным в части пункта 2 о начислении пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 75 375 рублей 5 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении его требований о признании незаконным решения налоговой инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 731 788 рублей за 4 квартал 2008 года, пеней в сумме 82 845 рублей 46 копеек и штрафа в сумме 146 357 рублей 60 копеек в связи с неподтверждением ставки 0 процентов по реализации товаров в таможенном режиме экспорта, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в указанной части в связи с неправильным применением судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не приняли во внимание довод общества о том, что налогоплательщик вправе в течение 180 дней представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, приходящийся на применение общей системы налогообложения, и предъявить к вычету суммы налога, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, связанных с операциями по реализации товаров на экспорт, в периодах, когда заявитель применял общую систему налогообложения, поскольку право на применение налоговой ставки 0 процентов появилось у него в тот момент, когда он являлся плательщиком налога на добавленную стоимость. При этом переход в дальнейшем на упрощенную систему налогообложения не имеет правого значения.

Общество указывает, что ошибочно включило в выручку 4 квартала 2008 года суммы товара, перемещенного через таможенную границу в 2009 году, а налоговая инспекция неправомерно доначислила эту сумму за январь 2009 года, когда общество применяло упрощенную систему налогообложения.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов общества.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Участвующий в судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила.

Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2007 по 31.12 2009.

По результатам проверки составлен акт от 03.09.2010 N 01-04/1/56 и вынесено решение от 29.09.2010 N 01-04/1/54, которым общество, в том числе привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 146 357 рублей 60 копеек, обществу дополнительно начислен налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 731 788 рублей и пени в сумме 82 845 рублей 46 копеек.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе в указанной части.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что право на применение налоговой ставки 0 процентов, равно как и обязанность по предоставлению в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость и пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлены только плательщику налога на добавленную стоимость.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

В связи с переходом с 01.01.2009 на специальный режим налогообложения общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость, на него не распространяются нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие права и обязанности плательщиков данного налога, следовательно, у него отсутствует обязанность по представлению отдельных налоговых деклараций в отношении указанных операций, а также право на применение налоговых вычетов.

Из материалов дела следует, что налоговая база по спорным экспортным операциям определена обществом в январе 2009 года, то есть в период применения упрощенной системы налогообложения.

Судами было установлено, что вступившими в законную силу решениями от 04.09.2009 N 02-1-05/3-1622/1490 и N 13 налоговой инспекции обществу было отказано в подтверждении права на применение налоговой ставки 0 процентов. Данные решения обществом не обжаловались.

В связи с неподтверждением обществом в установленном порядке права на применение налоговой ставки 0 процентов налоговая инспекция по результатам выездной налоговой проверки дополнительно начислила обществу налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года по операциям реализации товаров на экспорт.

Учитывая положения глав 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у общества обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов в периоде осуществления отгрузки товаров в таможенном режиме экспорта.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований общества о признании недействительным оспариваемого решения налоговой инспекции в указанной части.

Доводы кассационной жалобы об ошибочном включении обществом в выручку 4 квартала 2008 года стоимости товара, перемещенного через таможенную границу в 2009 году, и неправомерном доначислении налога с данной операции за 4 квартал 2008 года не заявлялись обществом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций и не были предметом исследования судов, в связи с чем не подлежат оценке судом кассационной инстанции в силу полномочий и пределов рассмотрения кассационной жалобы, установленных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судами также рассмотрен вопрос обоснованности решения налоговой инспекции в части дополнительного начисления налога на добавленную стоимость за счет восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету при приобретении основных средств.

Обществом судебные акты по данному эпизоду не обжалуются, и у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для их отмены.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, основанные на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые с соблюдением норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2011 года по делу N А19-5573/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Н.Н. Парская

 

Судьи

М.Д. Высокос
М.М. Шелемина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В силу пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

В связи с переходом с 01.01.2009 на специальный режим налогообложения общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость, на него не распространяются нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие права и обязанности плательщиков данного налога, следовательно, у него отсутствует обязанность по представлению отдельных налоговых деклараций в отношении указанных операций, а также право на применение налоговых вычетов.

...

Учитывая положения глав 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у общества обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов в периоде осуществления отгрузки товаров в таможенном режиме экспорта."

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2011 г. N Ф02-4752/11 по делу N А19-5573/2011