См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 ноября 2010 г. по делу N А58-1838/09, Определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. N А58-1838/09, от 7 ноября 2011 г. N Ф02-5589/11 по делу N А58-1838/2009, от 19 октября 2011 г. N Ф02-5271/11 по делу N А58-1838/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Левошко А.Н., Скубаева А.И.,
при участии представителей открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" Ивановой Гелены Леонидовны (доверенность от 11.01.2011 N 7/4), Сохнышевой Татьяны Геннадьевны (доверенность от 14.02.2011 N 7/21), администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Торгашиной Елены Владимировны (доверенность от 16.06.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Нерюнгринская ГРЭС" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) N А58-1838/09 (суд апелляционной инстанции: Даровских К.Н., Стрелкова А.В., Куклин О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, далее - ОАО "Дальневосточная генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к городскому поселению "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района (ОГРН 1061434000011, ИНН 1434031483, далее - ГП "Город Нерюнгри") о взыскании межтарифной разницы в размере 16 575 594 рублей 16 копеек.
Определением арбитражного суда от 13 мая 2009 года Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079 ИНН 1435027673) привлечено к участию в деле в качестве соответчика, муниципальное образование "Нерюнгринский район" (ОГРН 1031401720129 ИНН 1434027046, далее - МО "Нерюнгринский район") привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года исковые требования к ГП "Город Нерюнгри" удовлетворены. Производство по делу в части требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2009 года резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2009 года изменена: с ГП "Город Нерюнгри" за счет его казны в пользу ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" взыскано 16 575 504 рубля 16 копеек.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2009 года решение суда первой инстанции от 14 августа 2009 года и постановление суда апелляционной инстанции от 21 октября 2009 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции по ходатайству истца привлечены в качестве соответчиков МО "Нерюнгринский район" и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2010 года иск удовлетворен в размере 16 575 594 рублей 16 копеек за счет казны ГП "Город Нерюнгри". В части исковых требований в отношении МО "Нерюнгринский район" и Правительства Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2010 года решение суда первой инстанции от 20 мая 2010 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08 ноября 2010 года решение суда первой инстанции от 20 мая 2010 года и постановление суда апелляционной инстанции от 16 августа 2010 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении истец уточнил основания исковых требований и просил взыскать с МО "Нерюнгринский район" убытки, вызванные решением о применении льготного тарифа для населения за услуги по отношению к экономически обоснованным затратам истца предоставляемых услуг по отоплению жилых домов. В отношении требований к министерству финансов Республики Саха (Якутия) и ГП "Город Нерюнгри" истцом заявлен отказ от иска.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2011 года уточнение иска принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принят отказ от исковых требований к министерству финансов Республики Саха (Якутия) и ГП "Город Нерюнгри", производство по делу в отношении указанных лиц прекращено, министерство финансов Республики Саха (Якутия) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены: с МО "Нерюнгринский район" за счет средств его казны в пользу истца взыскано 16 575 594 рубля 16 копеек убытков, а также расходы по уплате государственной пошлине.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не была дана должная оценка факту недофинансирования ГП "Город Нерюнгри" со стороны МО "Нерюнгринский район", поскольку последние не перечислило денежные средства в объеме, необходимом для погашения убытков, образовавшихся в связи с установлением государственных регулируемых цен при оказании жилищно-коммунальных услуг населению.
Администрация МО "Нерюнгринский район" в отзыве на кассационную жалобу доводы ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" отклонила, указав на законность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон подтвердили свои требования и возражения.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и ГП "Город Нерюнгри" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.01.2008 между ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и ГП "Город Нерюнгри" был заключен договор на предоставление субвенций N 3Т-08, предметом которого являлась оплата в 2008 году субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение для населения, проживающего в жилом фонде ГП "Город Нерюнгри".
В соответствии с условиями настоящего договора ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" обязалось производить поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения для населения, проживающего в жилом фонде ГП "Город Нерюнгри" по регулируемым государством тарифам. ГП "Город Нерюнгри" в соответствии с пунктом 2.2 договора обязалось перед истцом произвести оплату дотации в размере, определенном в соответствии с пунктом 3.1 договора.
Пунктом 3.1 договора стороны определили размер субсидии в размере, определенном приложением N 3 к договору, которое сторонами подписано без разногласий в объеме 144 446 496 рублей.
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", исполнив свои обязательства по договору в полном объеме, выставило ГП "Город Нерюнгри" счет-фактуру N 8/0/001350 от 16 декабря 2008 года на общую сумму 30 181 374 рубля 18 копеек.
ГП "Город Нерюнгри" частично оплатило выставленный истцом счет, сумма задолженности составила 16 575 514 рублей 32 копейки.
В результате разницы между тарифом, утвержденным Региональной энергетической комиссией по Республики Саха (Якутия), отражающим реальные затраты энергоснабжающей организации на поставку тепловой энергии потребителям, и тарифом для населения, установленным ответчиком, у истца возникли убытки в виде неполученных доходов, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования со ссылкой на статьи 16, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению межтарифной разницы в силу прямого указания закона возложена на МО "Нерюнгринский район".
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований со ссылкой на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статью 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в рамках перечисленных МО "Нерюнгринский район" субсидий последнее исполнило свои обязательства в полном объеме, перечислив ГП "Город Нерюнгри" 121 798 000 рублей. Неисполнение ГП "Город Нерюнгри" в полном объеме обязательств перед ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" исключает удовлетворение в отношении него исковых требований, в связи с отказом истца от иска в данной части, а также требований к министерству финансов Республики Саха (Якутия) как субъекту ответственности по причине ненадлежащего финансирования фактически понесенных истцом затрат.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
По правилу, установленному статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим ее субъектом или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На момент возникновения правоотношений сторон по настоящему делу, распределение в сфере теплоснабжения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлялось, в частности, на основании Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которому, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводили тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, руководствуясь при этом основами ценообразования на тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзацы 4, 5, части 3 статьи 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду Закон Иркутской области от 10 октября 2005 года N 62-оз
Пунктом 1 статьи 11 указанного Закона определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду Закон Иркутской области от 10 октября 2005 года N 62-оз
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Исходя из анализа указанных норм материального права следует, что обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае, когда органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию в предусмотренном законом порядке, и только в случае предоставления субъектом Российской Федерации финансовых и материальных средств в объеме, необходимом для реализации переданных полномочий.
Следовательно, вывод, сделанный судом апелляционной инстанции, о том, что обязанность по возмещению убытков, понесенных теплоснабжающей организацией из-за наличия межтарифной разницы стоимости услуг, может быть возложена на субъект Российской Федерации в случае, когда предусмотренные законом субъекта субвенции для компенсации образовавшейся разницы не выделялись или выделялись не в полном объеме, является обоснованным.
Учитывая, что истец отказался от требований к Министерству финансов Республики Саха (Якутия), суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований к МО "Нерюнгринский район", которым обязательства исполнены в объеме перечисленных ему на данные цели субсидий.
В отношении требований к ГП "Город Нерюнгри", которым не были перечислены в полном объеме денежные средства, поступившие от МО "Нерюнгринский район" в рамках соглашения о погашении межтарифной разницы, также обоснованно отказано в связи с отказом истца от данных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) N А58-1838/09 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 года по делу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) N А58-1838/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.