Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителей гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Попова Дениса Вячеславовича Захарченко Ольги Ивановны (доверенность от 03.06.2011) и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области Глушневой Людмилы Гавриловны (доверенность N03-01 от 10.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Попова Дениса Вячеславовича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 августа 2011 года по делу N А19-12393/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Луньков М.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Басаев Д.В.),
установил:
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Попов Денис Вячеславович (ОГРН 304381713200013, ИНН 381709949495) (далее - предприниматель Попов Д.В., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 18.05.2011 N 1179 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (ОГРН 1043802007765, ИНН 3817026322) (далее - налоговая инспекция) о проведении выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, предприниматель Попов Д.В. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное толкование статей 83, 84, 89 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих вопросы постановки на налоговый учет, проведение налогового контроля.
Предприниматель Попов Д.В. полагает, что пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия налогового органа при проведении проверки физического лица в зависимости от его места жительства и положения указанной нормы не подлежат расширительному толкованию. При этом значение имеют лишь факт смены места жительства и уведомление налогового органа, поэтому с даты сообщения налоговому органу о новом месте жительства налоговая инспекция, в которой налогоплательщик состоял на налоговом учете, утрачивает право проведения какой-либо налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и несостоятельность доводов предпринимателя Попова Д.В.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представители предпринимателя Попова Д.В. и налоговой инспекции поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, предприниматель Попов Д.В. был зарегистрирован по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, проспект Мира, д. 3, кв. 37.
Предприниматель 12.05.2011 зарегистрировался по адресу: Красноярский край, Кежемский район, п. Недокура, ул. Янтарная, д.12, кв.1, в связи с чем 13.05.2011 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о смене адреса места жительства.
Налоговой инспекцией 18.05.2011 вынесено решение N 1179 о проведении выездной налоговой проверки предпринимателя Попова Д.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов.
Полагая, что названное решение является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, предприниматель Попов Д.В. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое решение о проведении выездной налоговой проверки было принято налоговой инспекцией в период, когда предприниматель Попов Д.В. состоял на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
Пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Исходя из анализа положений указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя вправе проводить налоговый орган по месту его постановки на налоговый учет, определяемом местом жительства налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства - на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Пунктами 4, 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110, установлено, что датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным данным пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. Постановка организации или физического лица на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и 439" основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
Следовательно, снятие индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе, в том числе в связи с изменением места жительства осуществляется только с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное обоснованным является вывод судебных инстанций о том, что до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии предпринимателя Попова Д.В. с учета по прежнему месту жительства налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе по данному месту жительства, и этот налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика.
Нарушения срока, установленного Федеральным законом N 129-ФЗ, для внесения изменений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей судами не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 августа 2011 года по делу N А19-12393/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.