Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющей организацию видеоконференц-связи, Слесаренко И.В. и помощника судьи Власовой Н.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Левинского Андрея Игоревича (доверенность от 15.09.2011 N 250), Лапицкой Виктории Михайловны (доверенность от 13.09.2011 N 146н/235), Дроздовой Аллы Акимовны (доверенность от 17.08.2011 N 145н/140), прокуратуры Красноярского края Моргун Олега Васильевича (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2011 года по делу N А33-19385/2010 (суд первой инстанции: Иванова Е.А., Крицкая И.П., Раздобреева И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН: 1052460054327, г. Красноярск) (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - РЭК) о признании недействующим приказа от 18.12.2009 N 281-пр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края".
Дело рассмотрено с участием прокурора Красноярского края.
Определением от 14 октября 2011 года Арбитражного суда Красноярского края производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по мотивам неправильного применения норм материального права и норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, оспариваемый нормативный правовой акт, несмотря на его отмену, нарушает права и законные интересы общества.
Заявитель считает, что в нарушение требований части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Региональная энергетическая комиссия Красноярского края не доказала соответствие оспариваемого приказа N 281-пр требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу РЭГ просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Прокурор в судебном заседании согласился с обжалуемым судебным актом, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, приказом РЭК от 18.12.2009 N 281-пр были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края для неопределенного круга потребителей этих услуг. Указанный приказ опубликован в краевой государственной газете "Наш Красноярский край " N 234.
Приказом РЭК от 15.12.2010 N 299-п приказ от 18.12.2009 N 281-пр признан утратившим силу с 01.01.2010 (опубликован 21.12.2010 в краевой государственной газете "Наш Красноярский край").
Прекращая производство по делу, возбужденному по заявлению ОАО "МРСК Сибири", считавшего, что приказ от 18.12.2009 N 281-пр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края" не соответствует Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктам 16, 18, 19 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт отменен другим приказом РЭК и не нарушает прав заявителя.
Суд применил правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 12.07.2006 N 182-О, в котором указано на то, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
При таких условиях суд обоснованно проверил, нарушал ли оспариваемый нормативный правовой акт права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, и пришел к выводу о том, что права ОАО "МРСК Сибири" приказ РЭК от 18.12.2009 N 281-пр не нарушает.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании - территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, согласно которому РЭК является органом исполнительной власти Красноярского края.
РЭК на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства промышленности и энергетики края осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетики в части государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов), в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) (далее - тарифы).
Из части 3 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ следует, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под тарифами понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; под необходимой валовой выручкой - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Сибири" с целью определения величины тарифов обратилось в РЭК с заявлением от 30.04.2009 N 101/25-346 с расчетом тарифов на 2010 год (вх. N 1546 от 30.04.2009).
Пунктом 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов установлено, что регулирующим органом проводится экспертиза предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, поступивших от организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
При проведении экспертизы РЭК по делу об установлении тарифов (цен) N 194-09 на 2010 год эксперты пришли к выводу о том, что форма предоставления предложений ОАО "МРСК Сибири" не в полной мере соответствует требованиям, установленным Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 и постановлением Правительства РФ от 26.04.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Об указанных недостатках ОАО "МРСК Сибири" было извещено письмом от 14.05.2009 N 2-923/1, которые устранены не были.
Согласно экспертному заключению РЭК основными замечаниями к представленному ОАО "МРСК" пакету документов являлись: величина необходимой валовой выручки определена на основе технико-экономических показателей и расходов, которые при формировании величин по отдельным статьям не учитывают действующих тарифов (цен), норм (и (или) нормативов), существующих договорных обязательств, не подтверждены необходимыми обосновывающими материалами.
Пунктом 5.1 Правил государственного регулирования и применения тарифов предусмотрено право регулирующего органа в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе, для установления действующих тарифов.
Приказ от 18.12.2009 N 281-пр, как указал суд, принят на основании расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, исходя из данных, необходимых для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представленных сетевыми организациями, и по результатам проведения экспертизы этих данных, приведенных в обращениях сетевых организаций об установлении тарифов.
В отношении ОАО "МРСК Сибири" необходимые данные в Расчете приняты на основании экспертного заключения по делу об установлении тарифов (цен) N 194-09 на 2010 год. При этом основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указаны в протоколе заседания правления РЭК от 18.12.2010 в соответствии с пунктом 22 Правил и в экспертном заключении.
При таких условиях суд пришел к правильному выводу о том, что приказ РЭК от 18.12.2009 N 281-пр принят в пределах полномочий, предоставленных РЭК Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ; Основами ценообразования и Правилами государственного регулирования и применения тарифов; Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2; Положением о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 08.12.2008 N 216-п и не нарушает права заявителя.
Отсутствие факта нарушения оспариваемым нормативным правовым актом прав заявителя послужило законным основанием для прекращения производства по делу о проверке отмененного нормативного правового акта.
Не соглашаясь с эти выводом суда, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что он не основан на обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела. По мнению заявителя жалобы, утвержденный РЭК тариф создал препятствия для осуществления обществом нормальной предпринимательской деятельности, несмотря на сокращение расходов в 2010 году филиала в этом году возникли убытки в размере 2 462 991 тысяч рублей.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части проверены, однако учтены быть не могут.
Суд, оценив представленные заявителем доказательства, в том числе отчет о прибылях общества за 2010 год, пришел к правильному выводу о том, что заявитель не доказал наличие зависимости возникновения в 2010 году убытков от установления обществу экономически необоснованного тарифа.
Довод заявителя жалобы о том, что в 2011 РЭК не учла всех выпадающих доходов 2010, поскольку иное привело бы к значительному росту тарифов в 2011, проверен, однако признан не влияющим на правильность выводов суда по делу.
По утверждению заявителя кассационной жалобы суд не давал самостоятельную оценку представленным в тарифное дело документам, постановил в связи с этим выводы о соответствии приказа действующему законодательству с нарушением требований статей 71, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем из материалов дела усматривается, что РЭК действовала правомерно, установив тариф, обеспечивающий получение сетевой организацией денежных средств, необходимых на покрытие экономически обоснованных расходов (размера НВВ). Иное обществом ни в суде первой инстанции, ни в суде кассационной инстанции подтверждено не было, выводы суда, основанные на оценке первичных доказательств, содержащихся в тарифном деле, не опровергнуты.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости проведения повторной экспертизы (статья 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) проверены, однако учтены быть не могут. Заявитель кассационной жалобы обосновывает необходимость проведения экспертизы наличием сомнений в обоснованности заключения экспертов, противоречивости их выводов. Суд кассационной жалобы признает данный довод кассационной жалобы направленным на иную оценку доказательств, чем та, что дана была судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на неправильное применение норм материального права основаны на ином толковании норм права, неправильного применения законодательства в области регулирования тарифов на электрическую энергию судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, установив, что в оспариваемой части нормативный правовой акт признан утратившим силу, а фактов нарушения таким актом прав и свобод общества, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, не установлено, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем определение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2011 года по делу N А33-19385/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.