См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2012 г. N Ф02-4196/12 по делу N А19-4198/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Усть-Кутском районе Иркутской области, Администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2011 года по делу N А19-4198/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шульга Н.О.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (далее - администрация) о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за первый квартал 2010 года в сумме 39 322 рубля 63 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2011 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с администрации в пользу Пенсионного фонда пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 23 741 рубль 13 копеек. В отмененной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении данных требовании.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что управлением не пропущен установленный законодательством срок для обращения в суд с заявлением о взыскании пеней.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, из требования от 26 октября 2010 года N 04802840040573 невозможно установить период начисления пеней, при этом размер пеней, отраженный в представленных таблицах расчетов пеней, отличается от размера пеней указанных в требовании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, администрация является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
28 апреля 2010 года администрацией по телекоммуникационным каналам связи отправлен расчет по форме РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за первый квартал 2010 года.
На основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за первый квартал 2010 года и реестра поступления платежей от страхователей Пенсионным фондом установлена неуплата страховых взносов, в связи с чем администрации начислены пени.
Требованием от 11 июня 2010 года N 04802840000956 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов администрация извещена об обязанности уплатить задолженность по страховым взносам и пени.
26.10.2010 выставлено уточненное требование N 04802840050473 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В этом же требовании сообщалось об аннулировании требования от 11 июня 2010 года N 04802840000956.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением к администрации о взыскании пеней.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования управления, пришел к выводу о соблюдении Пенсионным фондом срока на обращения в суд с заявлением о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страховании и медицинское страхование, соответствии требования статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований, исходил из того что, начисленные за период с 16 февраля по 11 мая 2010 года пени не могут быть взысканы, в связи с пропуском Пенсионным фондом срока на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
На основании статьи 5 Закона о страховых взносах ответчик является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 15 Закона о страховых взносах в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячные обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На основании статьи 10 Закона о страховых взносах расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодии, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу частей 3, 5 и 6 статьи 25 Закона о страховых взносах пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Из указанных положений следует, что Законом о страховых взносах предусмотрены различные сроки направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в зависимости от того, была ли выявлена недоимка в результате проведения проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о неправильном исчислении страховых взносов или иного неправильного исчисления страховых взносов, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате в срок сумм страховых взносов, самостоятельно им исчисленных.
На основании статьи 34 Закона о страховых взносах лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона и в соответствии со статьей 38 данного закона принять решение.
Вместе с тем судом первой и апелляционной инстанции недостаточно выяснены обстоятельства в результате каких действий органа контроля за уплатой страховых взносов были выявлена недоимка по страховых взносам, а данные обстоятельства влияют на срок направления требования плательщикам страховых взносов. В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие проведение органом контроля камеральной проверки, справка от 10 июня 2010 года, на которую в обоснование своих доводов ссылается суд.
При этом суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что направление уточненного требования не влияет на установленный порядок исчисления сроков взыскания задолженности и пеней по страховым взносам, в связи с чем, исчисление судом первой инстанции срока взыскания задолженности с даты выставления и направления уточненного требования от 26 октября 2010 года N 04802840040573 является неправомерным.
Кроме того, суду необходимо учитывать, что плательщики страховых взносов в соответствии с положениями статьи 16 Закона о страховых взносах расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производят самостоятельно, поэтому недоимка по страховым взносам за указанный период не могла быть выявлена Пенсионным фондом ранее даты представления расчета.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Забайкальского края.
При новом рассмотрении суду с учетом действующих норм Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" следует проверить в результате каких действий органа контроля за уплатой страховых взносов была выявлена недоимка по страховым взносам, что влияет на срок направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов, правильность расчета пеней, а также соблюдение Пенсионным фондом срока давности взыскания пеней в отношении каждого дня просрочки.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2011 года по делу N А19-4198/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2011 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.