Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелеминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Клишиной Светланы Геннадьевны (доверенность от 12.01.2012 N 02-14-05/19/2), Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Ткаченко Елены Александровны (доверенность от 21.03.2011 N 008-000136-2),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июля 2011 года по делу N А10-894/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции - Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Панькова Н.М., Ячменев Г.Г.),
установил:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415) (далее - Минстрой Республики Бурятия, Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037) (далее - Казначейство) по непринятию документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа и обязании принять уведомление об одностороннем зачете встречных требований от 25.02.2011 как документ, подтверждающий, исполнение исполнительного документа, и не приостанавливать операции по лицевым счетам Минстроя Республики Бурятия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ВИРА-НОРД" (далее - ООО "ВИРА-НОРД", общество) и Зюзинский отдел судебных приставов Управления службы судебных приставов России по г. Москва (далее - судебный пристав).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июля 2011 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21 ноября 2011 года, заявленные требования удовлетворены. Суд признал действия Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия по непринятию документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа незаконными и обязал Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия принять уведомление об одностороннем зачете встречных требований от 25.02.2011, как документ, подтверждающий исполнение исполнительного документа.
Казначейство обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности отказа Казначейства в принятии документов о зачете в качестве документов, подтверждающих исполнение исполнительного документа, указывая на то, что Казначейство не обладает полномочиями по распоряжению бюджетными средствами, и судам необходимо было привлечь к участию в деле Министерство финансов Республики Бурятия, обладающее такими полномочиями; судами не учтен отказ общества от зачета взаимных требований; Министерство должно было урегулировать спор в досудебном порядке, достигнув соглашения с обществом, либо в судебном порядке понудив общество произвести зачет; Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено право должника обращаться с уведомлением об одностороннем зачете встречных требований, как документом, подтверждающим исполнение исполнительного документа.
В отзыве на кассационную жалобу Минстрой Республики Бурятия считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 12215, 12216, 12218, 12221, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители Казначейства и Минстроя Республики Бурятия в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 июня 2010 годя по делу N А10-778/2010 выдан исполнительный лист от 16.09.2010 АС N 001290359 о взыскании с Министерства в пользу общества "ВИРА-НОРД": 2 942 342 рублей 81 копеек - суммы долга за строительно-монтажные работы, 1 500 000 рублей 00 копеек - расходов на охрану, 35 328 рублей 84 копеек - расходов по уплате государственной пошлины.
На основании решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 апреля 2010 года по делу N А10-5964/2009 выдан исполнительный лист от 23.07.2010 АС N 001289571 о взыскании с ООО "ВИРА-НОРД" в пользу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия 17 445 966 рублей 03 копеек - суммы неосновательного обогащения, 915 913 рублей 22 копеек - проценты за пользование чужими денежными средствами.
30.12.2010 Минстроем Республики Бурятия получено от Казначейства уведомление о поступлении исполнительного листа от ООО "ВИРА - НОРД". Исполнительные действия отложены до 30.03.2011 в связи с направлением Минстроем в Казначейство документов по отложению исполнительных действий.
25.02.2011 Минстрой Республики Бурятия уведомил общество об одностороннем зачете встречных требований, а именно, о прекращении обязательства Минстроя перед обществом зачетом встречного требования общества к Минстрою в сумме 4 477 671 рублей 65 копеек.
15.03.2011 Минстрой Республики Бурятия направил в Казначейство: уведомление о наличии встречного требования по исполнительному листу АС N 001289571 о взыскании с ООО "ВИРА-НОРД" в пользу Министерства 17 445 966 рублей 03 копеек - суммы неосновательного обогащения, 915 913 рублей 22 копеек - процентов за пользование чужими денежными средствами; документ о его вручении адресату; обращение о неприостановлении операций по лицевому счету Минстроя Республики Бурятия в связи с исполнением исполнительного документа путем проведения зачета.
Казначейство письмом от 29.03.2011 N 14-33/380 сообщило Минстрою Республики Бурятия об отсутствии оснований рассматривать его заявление о зачете как документ, подтверждающий исполнение исполнительного документа, и отсутствии оснований для неприостановления операций в соответствии с пунктом 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Минстрой Республики Бурятия, полагая, что действия Казначейства по непринятию документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые действия противоречит требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку позволяют Казначейству неправомерно совершать в отношении должника меры принудительного характера, в том числе, приостановление операций по его лицевым счетам.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Выполняя требования части 2 статьи 65, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) оспариваемых действий Казначейства действующему законодательству, наличия полномочий у государственного органа на их совершение, нарушения этими действиями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми действиями законных прав лежит на лице, оспаривающем эти действия (статья 65 Кодекса).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации предусмотрен статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника) (пункт 1 статьи 242.2 Кодекса).
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 242.4 Кодекса операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Как усматривается из материалов дела, на уведомление Минстроя Республики Бурятия об одностороннем зачете встречных требований, а именно, о прекращении обязательства Минстроя перед обществом зачетом встречного требования общества к Минстрою в сумме 4 477 671 рублей 65 копеек, ООО "ВИРА-НОРД" выразило полное согласие письмом от 03.03.2011 N 7 (л.д. 17). Наличие исполнительного листа от 23.07.2010 АС N 001289571 о взыскании с ООО "ВИРА-НОРД" в пользу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия 17 445 966 рублей 03 копеек подтверждается материалами дела (л.д. 65).
Статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Окончание исполнительного производства, основанное на сделанном одной из сторон заявлении о зачете, при наличии встречных исполнительных листов не противоречит закону (абзац 1 пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований").
Надлежащим образом исследовав доводы сторон и представленные доказательства, учитывая приведенное правовое регулирование, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Казначейство обязано было принять заявление Минстроя Республики Бурятия в подтверждение исполнения им исполнительного документа, предъявленного обществом и не приостанавливать операции по счетам Минстроя Республики Бурятия.
В этой связи суды обоснованно посчитали, что отказ Казначейства в принятии документов о зачете, как подтверждающих исполнение исполнительного документа, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку позволяет Казначейству в связи с неисполнением исполнительного документа совершать в отношении должника меры принудительного характера и в частности приостановление операций по его лицевым счетам.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие названные выводы судов, не могут быть приняты во внимание, как основанные на ином ошибочном толковании вышеприведенных норм права и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 информационного письма Президиума от 29.12.2001 N 65.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть учтены как не влияющие на правильность названных выводов судов первой и апелляционной инстанций и по существу направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 июля 2011 года по делу N А10-894/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелемина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.