Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области Гончаровой Натальи Валерьевны (доверенность N НТ-09/1 от 10.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года по делу N А19-14884/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида N 9 "Подснежник" (далее - Детский сад N 9, учреждение) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 91 рубль 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пени должны начисляться и в день оплаты недоимки, управлением начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов произведено верно.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2010 год и реестра поступления платежей от страхователя управлением установлена несвоевременная уплата страховых взносов, в связи с чем учреждению начислены пени.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.06.2011 N 04803340071029 Детский сад N 9 извещен об обязанности уплатить пени по страховым вносам.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения Пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что поскольку Пенсионным фондом пени по страховым взносам начислены в день представления Детским садом N 9 платежных поручений в банк на уплату соответствующих сумм страховых взносов, у управления не имелось правовых оснований для включения в период начисления пеней дня фактической уплаты страховых взносов. Так как факт уплаты Детским садом N 9 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 43 рубля 77 копеек подтверждается платежным получением N 18060 от 07.09.2011, следовательно, учреждение исполнило обязанность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
До 01.01.2010 порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ.
В связи с вступлением в силу Закона N 212-ФЗ, с 01.01.2010 правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются данным Федеральным законом.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. В силу пунктов 3 и 7 этой статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что за просрочку уплаты страховых взносов фонд начислил учреждению пени - день погашения задолженности по страховым взносам.
По общему правилу, установленному подпунктом 1 пункта 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, обязанность коммерческих организаций по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Таким образом, обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страхового взноса, а не со следующего дня после представления такого поручения. Поэтому день фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.
Доказательства отсутствия достаточного денежного остатка на счете учреждения в день представления соответствующего платежного поручения фонд не представил.
При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о том, что фонд не имел оснований для включения в период начисления пеней дня фактической уплаты страховых взносов, является правильным.
Судами установлено, что факт уплаты Детским садом N 9 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС в сумме 43 рубля 77 копеек подтверждается платежным получением N 18060 от 07.09.2011.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о том, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы фонда, приведенные им в обоснование жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2011 года по делу N А19-14884/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда 16 ноября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.