Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Сафьяновой Екатерины Геннадьевны (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Зеленогорску Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2011 года по делу N А33-9800/2011 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Колесникова Г.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Зеленогорску Красноярского края (Красноярский край, г. Зеленогорск; ОГРН 1042441310010; далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (г. Красноярск; далее - Управление Росфиннадзора, административный орган) от 11.05.2011 N 13-14-99 о ненадлежащем исполнении бюджета в части нарушений, установленных пунктом 1 раздела I, пунктом 3 раздела III.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, инспекция оспаривает вывод судов о законности оспариваемого в части предписания Управления Росфиннадзора, указывает, что судами не приняты во внимание доводы инспекции, им не дана надлежащая судебная оценка; по мнению инспекции, статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации применена судами в недействующей редакции, а ссылка судов на Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция по бюджетному учету) является необоснованной; по мнению инспекции, судам следовало руководствоваться письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 с обязательным учетом технических характеристик приобретенных инспекцией приборов учета электрической энергии, которые в соответствии с их функциональным назначением работают исключительно в составе сети электроснабжения и должны учитываться в составе материальных запасов.
В кассационной жалобе инспекция не соглашается с выводами судов о необходимости отражения в бюджетном учете и отчетности находящегося у инспекции на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, поскольку этот земельный участок не вовлечен в хозяйственный оборот.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росфиннадзора просит отказать в ее удовлетворении, судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Росфиннадзора подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей для участия в судебном заседании не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 22 по 27 февраля 2012 года до 14 часов 25 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, должностным лицом Управления Росфиннадзора в период с 04.04.2011 по 22.04.2011 проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности инспекции за 2010 год, в результате ревизия в адрес инспекции административным органом вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета N 13-14-99 в том числе:
- нецелевое использование средств федерального бюджета 2010 года - по разделу 01 подразделу 06, целевой статье 0011500, виду расходов 012 подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" приобретены приборы учета электроэнергии (2 штуки) и трансформаторы тока 200/5 (6 штук), в общей сумме 6 500 рублей (пункт 1 раздела I);
- неотражение в бюджетном учете и отчетности данных баланса получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) кадастровой стоимости земельного участка, сумма нарушения - 9 746 233 рубля 92 копейки (пункт 3 раздела III).
Представлением Управления Росфиннадзора инспекции предложено принять меры по устранению выявленных нарушений путем расходования средств федерального бюджета строго в соответствии с их целевым назначением и внесением изменений в бюджетный учет и отчетность.
Не согласившись с представлением Управления Росфиннадзора в указанной части, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в данной части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая оспариваемое представление в части нарушений соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы инспекции, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства федерального бюджета использованы налоговым органом не по целевому назначению. Арбитражный суд установил, что трансформатор тока и прибор учета электроэнергии относятся к основным средствам, вследствие чего подлежат оплате по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", а не по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Суд указал, что с целью соблюдения требований статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании пункта 263 Инструкции по бюджетному учету принадлежащий налоговому органу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок подлежал учету на забалансовом счете.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Поскольку инспекция является участником бюджетного процесса, на нее в полном объеме распространяются требования норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минфин России обладает бюджетными полномочиями, в том числе устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета.
В целях реализации указанных бюджетных полномочий Минфином России утверждена и действовала в проверяемый период Инструкция по бюджетному учету, в силу пункта 20 которой группировка основных средств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета осуществляется согласно разделам классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов приобретенные инспекцией приборы учета электроэнергии и трансформаторы тока относятся к 4 амортизационной группе к подклассу "Инструменты и приборы для измерения или проверки количественных характеристик электричества". Трансформаторам присвоен вид основных средств 14 3312474 (трансформаторы измерительные), приборам учета электроэнергии - 14 3312481 (счетчики электрические постоянного тока).
Пунктами 16, 50 Инструкции по бюджетному учету предусмотрено, что к объектам основных средств относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" приобретенные устройства - электросчетчики и трансформаторы имеют срок полезного использования более 12 месяцев. Группировка основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов. К материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н, на счет статьи 310 относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Правильно применяя вышеуказанные нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, суды двух инстанций постановили обоснованный вывод о допущенном инспекцией нарушении бюджетного законодательства, выразившимся в нецелевом использовании средств федерального бюджета, поскольку трансформатор тока и прибор учета электроэнергии относятся к основным средствам и подлежат оплате по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств", а не по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Доводы инспекции, оспаривающие указанные выводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Отклоняя доводы инспекции относительно выводов судов о необходимости бюджетного учета земельного участка, находящегося у инспекции на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что в силу пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно положениям Инструкции по бюджетному учету данная Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета, в том числе, в органах государственной власти (государственных органах). Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бухгалтерском учете", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией (пункт 1); на забалансовых счетах учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованные основные средства; нефинансовые активы, полученные с правом безвозмездного пользования, поступившие на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам и т.п.) (пункт 263).
Пунктом 263 Инструкции по бюджетному учету определено, что в бюджетном учете применяется забалансовый счет 01 "Основные средства в пользовании". На этом счете учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе арендодателей и (или) собственников имущества по каждому объекту основных средств (по инвентарным (учетным) номерам арендодателя и (или) собственника) в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, в состав бюджетной отчетности включается форма отчетов - баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).
Пунктом 20 указанной Инструкции установлено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по забалансовому счету 01 "Имущество, полученное в пользование", в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 - 012).
Учитывая, что земельный участок закреплен за инспекцией на праве постоянного бессрочного пользования, выводы судов двух инстанций о необходимости его бюджетного учета на забалансовом счете являются правильными и соответствующими приведенным нормам материального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлены основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 августа 2011 года по делу N А33-9800/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.