См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2012 г. N Ф02-3797/12 по делу N А58-7893/2008, от 30 ноября 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 13 марта 2012 г. N Ф02-846/12 по делу N А58-7893/2008, от 29 апреля 2009 г. N А58-7893/08-Ф02-1675,1681/2009, N А58-7893/08-Ф02-1679,1683/2009, от 10 июня 2009 г. N А58-7893/08-Ф02-2246/2009, N А58-7893/08-Ф02-2125/2009, от 24 ноября 2009 г. N А58-7893/08, от 11 марта 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 18 марта 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 25 ноября 2009 г. по делу N А58-4297/2009, от 12 мая 2009 г. N А58-7893/08-Ф02-1907/2009, Определения от 3 июня 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 18 мая 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 29 июня 2010 г. по делу N А58-7893/08, от 5 декабря 2011 г. N Ф02-6066/11 по делу N А58-7893/2008, от 26 марта 2012 г. N Ф02-1349/12 по делу N А58-7893/2008, от 27 февраля 2012 г. N Ф02-856/12 по делу N А58-7893/2008, от 17 апреля 2012 г. N Ф02-1790/12 по делу N А58-7893/2008, от 17 апреля 2012 г. N Ф02-1789/12 по делу N А58-7893/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Васиной Т.П.,
судей: Палащенко И.И., Попова О.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2011 года по делу N А58-7893/08, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Артамонова Л.И.; суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Клепикова М.А., Куклин О.А.),
установил:
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2009 года в отношении закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Якол" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 февраля 2011 года закрытое акционерное общество Нефтяная компания "Якол" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Громов Глеб Геннадьевич.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении его имущества конкурсного производства опубликовано в официальном издании "Коммерсантъ" N 39 от 05.03.2011.
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Саха (Якутия) обратилась в суд с заявлением исх. N 09-52/414/1350 от 03.05.2011 о включении в третью очередь реестра требований кредиторов закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Якол" требования в размере 8 007 497 рублей 11 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2011 года требование ФНС России признано обоснованным в сумме 1 660 328 рублей из которых основной долг - 830 164 рубля, пени - 830 164 рубля и включено в реестр требований кредиторов, во включении в реестр требований кредиторов должника остальной части пени отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении требований.
Заявитель указывает, что арбитражными судами были неправильно применены нормы материального права и выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Конкурсный управляющий закрытого акционерного общества Нефтяная компания "Якол" Громов Глеб Геннадьевич в отзыве на кассационную указал на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просил оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований, налоговая инспекция указала, что на дату введения конкурсного производства в отношении должника задолженность по обязательным платежам по состоянию на 09.02.2011 составила 8 007 497 рублей 11 копеек, в том числе: налог - 880 817 рублей, пени - 7 126 680 рублей 11 копеек.
Задолженность по налогам и сборам состоит из: суммы пеней, начисленных на задолженность, включенную в реестр требований кредиторов должника на основании определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2009 года: 6 800 693 рубля 90 копеек - пени по акцизам на автомобильный бензин, 126 596 рублей 72 копейки - пени по налогу на имущество организаций; суммы недоимок по налогу на имущество и акцизов на автомобильный бензин, а также пени в связи с невыполнением должником обязанности по их уплате: недоимки по налогу на имущество в размере 830 164 рублей и пени, начисленными в связи с неуплатой налога в размере 147 349 рублей 49 копеек; недоимки по акцизам на автомобильный бензин в размере 50 563 рублей и пени, начисленными в связи с неуплатой акцизов в размере 49 814 рублей.
Отказывая в удовлетворении части заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что требование N 11823 от 13.10.2009 содержит две недоимки по уплате акцизов на бензин на общую сумму 50 653 рубля. Срок уплаты данных недоимок: 26.01.2009 и 16.02.2009. Требование об уплате данного налога выставлено спустя восемь месяцев с даты, соответствующей сроку уплаты налога, установленному законодательством о налогах и сборах.
Суды указали, что требование об уплате акцизов на бензин со сроком уплаты 26.01.2009 должно быть выставлено до 27 апреля 2009 года, требование об уплате акцизов со сроком уплаты 16.02.2009 - до 17 мая 2009 года, а не 13 октября 2009 года, когда было выставлено требование N 11823. Учитывая тот факт, что срок уплаты недоимки по требованию должен составлять десять дней, а направление требования налогоплательщику почтой - шесть дней, уплата данных недоимок по требованию должна быть, соответственно, в феврале и марте 2009 года.
Сумма основного долга в размере 50 653 рублей на основании требования N 11823 от 13.10.2009 не подлежит взысканию ввиду истечения срока давности взыскания.
Между тем, срок давности взыскания в судебном порядке как налога, так и пеней согласно нормам статей 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из совокупности сроков: срока на направление требования, срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком и шестимесячного срока для обращения в арбитражный суд. Проверка соблюдения данного срока при взыскании пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
Согласно положениям статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 2), в иных случаях данное требование подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила этой статьи подлежат применению также и в отношении требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 Кодекса).
Из указанных положений следует, что Кодексом предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена налоговая задолженность в результате проведения налоговой проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате в срок суммы налога, самостоятельно им исчисленной и задекларированной.
Поскольку налогоплательщик в соответствии с положениями статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно исчисляют сумму акциза и представляют налоговую декларацию по этому налогу не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным, и должник за 2008 год представило декларацию только 08.09.2009, недоимка по данному налогу за указанный налоговый период не могла быть выявлена инспекцией ранее даты представления деклараций.
С момента представления закрытым акционерным обществом Нефтяная компания "Якол" налоговой декларации инспекция должна была в установленный пунктом 1 статьи 70 Кодекса срок выявить недоимку (сравнив задекларированные суммы акциза с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом) и направить требование об уплате налога и пеней в срок не позднее 08.12.2009. Этот срок, равно как и предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Кодекса срок на обращение в суд, инспекцией не пропущен, в связи с чем вывод об истечении срока давности, сделан судами при отсутствии к тому должных оснований.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны достаточно обоснованными, принятыми с учетом всестороннего и полного исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств и подлежат отмене.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 года принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства, дать оценку представленным доказательствам, подтверждающим факт направления требования об уплате налога и обращения с настоящими требованиями в суд и с учетом данных замечаний разрешить спор с правильным применением норм материального права и с соблюдением процессуальных норм.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2011 года по делу N А58-7893/08, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 года по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.П. Васина |
Судьи |
И.И. Палащенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.