Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2011 года по делу N А33-15490/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Щелокова О.С.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Колесникова Г.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод", ОГРН 1022402468010, ИНН 2465000141 (далее - общество, ОАО "РУСАЛ Красноярск") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1022402652469 (далее - учреждение, ответчик) от 21.07.2011 N 43 об отказе в зачете 379 642 рублей 22 копеек расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога (ЕСН) на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2009 по 31.12.2009; об обязании зачесть произведенные расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий на погребение в размере 379 642 рубля 22 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Фонд социального страхования РФ не финансируется из бюджета Красноярского края, следовательно, районный коэффициент 1.3, установленный администрацией Красноярского края, не может применяться к выплатам, осуществляемым Фондом социального страхования РФ. В этой связи учреждение считает, что к выплатам (социальным пособиям), осуществляемым за счет средств Фонда социального страхования РФ, может применяться только тот районный коэффициент, который установлен на федеральном (союзном) уровне для Красноярского края в размере 1.2.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Филиалом N 6 (Советский) отделения ФСС России на основании решения от 20.04.2011 N 40с/с проведена документальная выездная проверка ОАО "РУСАЛ Красноярск" по вопросам осуществления расходов на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В ходе проведения проверки учреждением установлено применение обществом районного коэффициента 1.3 при начислении социальных пособий.
Результаты проверки отражены в акте от 14.06.2011 N 40 с/с.
Уведомлением от 11.07.2011 N 40 общество приглашено на рассмотрение возражений и материалов проверки на 19.07.2011. Рассмотрение материалов проверки 19.07.2011 состоялось в отсутствие представителей общества (протокол от 19.07.2011 N 40).
По результатам рассмотрения материалов проверки учреждением принято решение от 21.07.2011 N 43 об отказе в зачете 379 642 рублей 22 копеек расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обществом правомерно применен коэффициент 1.3 при выплате социальных пособий, в связи с чем расходы по данным пособиям заявлены обоснованно.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 действовавшего в спорный период постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено было право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Как установлено судами, во исполнение вышеназванного нормативного акта администрацией Красноярского края 21.08.1992 принято постановление N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1.3 вместо действующего коэффициента 1.2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен, является действующим и его применение при расчете заработной платы для исчисления пособий в системе социального страхования является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, суды правильно указали на то, что применение обществом коэффициента 1.3 при определении размера социальных пособий является правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В этой связи, учитывая, что общество правомерно применяло коэффициент 1.3 при выплате социальных пособий и источником финансирования выплаты таких пособий, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности является Фонд социального страхования Российской Федерации, суды правильно отклонили довод учреждения о том, что социальные пособия в части, превышающей коэффициент 1.2, должны выплачиваться за счет регионального бюджета.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2011 года по делу N А33-15490/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 января 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.