См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2010 г. по делу N А74-1080/2009, от 25 ноября 2010 г. по делу N А74-1080/2009, Определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2010 г. по делу N А74-1080/2009, от 17 февраля 2011 г. по делу N А74-1080/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 10 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Бурковой О.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Попова О.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы Галкиной Татьяны Владимировны (доверенность от 23.06.2011, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года по делу N А74-1080/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В., суд апелляционной инстанции: Магда О.В., Кириллова Н.А., Радзиховская Ю.В.),
установил:
Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Минресурс" (далее ООО "Минресурс", ОГРН 1021900698214) в связи с наличием у должника задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в сумме 306 124 рублей 29 копеек, в том числе: 154 950 рублей 24 копейки - налоги, 115 576 рублей 85 копеек - пени, 35 597 рублей 20 копеек - штрафы.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 сентября 2009 года заявление уполномоченного органа удовлетворено, должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца, конкурсным управляющим утвержден Ощепков Геннадий Владимирович.
Определением арбитражного суда от 18 августа 2010 года арбитражный суд завершил конкурсное производство в отношении должника.
16.05.2011 арбитражный управляющий Ощепков Г.В. обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, сумма по которому была уменьшена им в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Федеральной налоговой службы расходов по вознаграждению арбитражного управляющего, по процедуре конкурсного производства и расходов на оплату услуг привлеченных лиц в сумме 926 544 рублей 37 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года заявление арбитражного управляющего Ощепкова Г.В. удовлетворено частично. С Федеральной налоговой службы (ее соответствующего территориального подразделения - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в пользу арбитражного управляющего Ощепкова Г.В. взысканы в счет возмещения расходов за проведение процедуры банкротства в отношении ООО "Минресурс" денежные средства в размере 688 730 рублей 02 копеек, в том числе вознаграждение арбитражного управляющего в сумме 459 559 рублей 28 копеек, расходы по процедуре конкурсного производства в сумме 229 170 рублей 74 копеек. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2012 года определение от 26 октября 2011 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Федеральная налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить в части признания обоснованным заявления конкурсного управляющего Ощепкова Г.В. в размере 506 570 рублей 54 копейки, в том числе вознаграждение арбитражного управляющего за период конкурсного производства - 344 483 рубля 91 копейка, расходы на процедуру конкурсного производства - 162 086 рублей 63 копейки (расходы на горюче-смазочные материалы, оргтехнику, почтовые услуги и канцелярские товары, услуги банка, услуги по юридической поддержке, аренда транспортного средства, абонентское обслуживание, делопроизводство, бухгалтерский учет, архивация документов). Федеральная налоговая служба просит принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что вознаграждение арбитражному управляющему должно быть выплачено только за период с 01.05.2009 по 18.12.2009, которое составляет 115 075 рублей 37 копеек. Со ссылкой на абзац 8 пункта 1 статьи 57 Федерального закона N 126-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" уполномоченный орган полагает, что конкурсный управляющий должен был обратиться в суд с заявлением о прекращении производства по делу 19.12.2009, так как на данную дату был составлен отчет о деятельности арбитражного управляющего, которым установлено отсутствие у должника имущества. Непринятие арбитражным управляющим своевременных действий по подаче заявления о прекращении производства по делу, привело к необоснованному увеличению расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и, следовательно, к необоснованному взысканию судом первой инстанции расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за период с 19.12.2009 по 03.12.2010. Вывод арбитражного суда о выплате арбитражному управляющему вознаграждения после даты завершения конкурсного производства по делу - 18.08.2010 является неправомерным, исходя из пункта 1 статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Оспаривая обоснованность вывод судов о взыскании расходов на процедуру конкурсного производства в сумме 162 086 рублей 63 копеек, Федеральная налоговая служба приводит доводы об отсутствии доказательств необходимости понесенных расходов, представления ненадлежащих доказательств, неотносимости представленных доказательств (кассовых чеков, путевых листов), о ненадлежащей оценке доказательствам и неправильном установлении обстоятельств.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 26.10.2002 следует читать как "N 127-ФЗ"
В письменном отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий Ощепков Г.В. просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Федеральной налоговой службы в суде кассационной инстанции подтвердила доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об обоснованности заявленной кассационной жалобы в части необоснованного взыскания с заявителя по делу о банкротстве в пользу арбитражного управляющего вознаграждения за период после завершения процедуры конкурсного производства до даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ООО "Минресурс", то есть с 19.08.2010 по 03.12.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами.
Согласно пункту 3 статьи 59 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, а также расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Возмещению подлежат расходы, признанные судом обоснованными и необходимыми.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили факт отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, связанных с проведением в отношении должника процедуры банкротства. В связи с тем, что возмещение расходов не производилось, суды пришли к выводу об отнесении их на Федеральную налоговую службу как на заявителя по делу о банкротстве.
При этом, с заявителя по делу о банкротстве в пользу арбитражного управляющего было взыскано вознаграждение за исполнение обязанностей конкурсного управляющего в сумме 434 903 рубля 23 копейки за период с 19.09.2009 по 03.12.2010.
Суд кассационной инстанции находит, что вывод арбитражных судов в части взыскания вознаграждения за период 18.08.2010 по 03.12.2010 сделан при неправильном истолковании закона, потому на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат изменению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение о завершении конкурсного производства выносится после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.
Исходя из положений статьи 20.6 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий имеет право на вознаграждение за период осуществления им своих полномочий, то есть с даты утверждения и до даты завершения конкурсного производства.
Таким образом, вознаграждение конкурсному управляющему выплачивается до даты принятия судом определения о завершении конкурсного производства.
Конкурсное производство в отношении ООО "Минресурс" завершено определением Арбитражного суда Республики Хакасия 18 августа 2010 года.
Учитывая, что вознаграждение конкурсному управляющему ООО "Минресурс" Ощепкову Г.В. было установлено в размере 30 000 рублей в месяц, правовых оснований для взыскания 105 483 рублей 89 копеек вознаграждения с 19.08.2010 до 03.12.2010 (после принятия определения о завершении конкурсного производства и до внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) не имелось.
Тот факт, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 18 августа 2010 года было обжаловано в суд апелляционной инстанции, не имеет существенного значения для разрешения вопроса о взыскании вознаграждения арбитражному управляющему, поскольку в силу вышеуказанных норм вознаграждение подлежит взысканию только за период исполнения обязанностей конкурсного управляющего, а конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.
Совершение конкурсным управляющим после принятия определения о завершении конкурсного производства каких-либо действий, в том числе предоставление отзывов на заявления и апелляционные жалобы, не может служить основанием для взыскания вознаграждения после завершения конкурсного производства, а понесенные в связи с этим расходы арбитражному управляющему обжалуемыми судебными актами взысканы.
Довод Федеральной налоговой службы о необоснованном взыскании вознаграждения за период с 18.12.2009 - даты составления конкурсным управляющим Ощепковым Г.В. отчета о деятельности, из которого, мнению уполномочено органа, следует, что арбитражный управляющий располагал сведениями об отсутствии у должника имущества, поэтому должен был обратиться с заявлением о прекращении производства по делу, обоснованно не принят судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно отчету от 18.12.2009 общая стоимость имущества должника, входящего в конкурсную массу составила 310 000 рублей, уполномоченный орган на собрании кредиторов от 25.12.2009 голосовал за принятие отчета конкурсного управляющего, а на собрании от 15.01.2010 - голосовал о направлении ходатайства в суд о продлении процедуры конкурсного производства.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для отказа Ощепкову Г.В. в возмещении расходов по делу с 19.12.2009 на основании пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве".
Учитывая, что заявленные арбитражным управляющим Ощепковым Г.В. требования о взыскании расходов на процедуру конкурсного производства удовлетворены частично, доводы Федеральной налоговой службы о необоснованности расходов на процедуру конкурсного производства в сумме 162 086 рублей 63 копейки, составляющих расходы на горюче-смазочные материалы, оргтехнику, почтовые услуги и канцелярские товары, услуги банка, услуги по юридической поддержке, аренду транспортного средства, абонентское обслуживание, делопроизводство, бухгалтерский учет, архивацию документов, по существу направлены на несогласие заявителя кассационной жалобы с данной судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств по делу и установленными судами обстоятельствами. Данные доводы отклоняются судом округа на основании статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставляющих суду кассационной инстанции полномочий по оценке доказательств и установлению обстоятельств по делу.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что возмещению подлежат расходы на выплату вознаграждения конкурсному управляющему Ощепкову Г.В. с момента его утверждения до даты завершения конкурсного производства в отношении должника. В удовлетворении требований о взыскания вознаграждения в размере 105 483 рублей 89 копеек, начисленного после завершения конкурсного производства - за период с 19.08.2010 по 03.12.2010, следует отказать.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года по делу N А74-1080/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2012 года по тому же делу подлежат изменению на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года по делу N А74-1080/2009, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2012 года по тому же делу, принятые определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2012 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года по делу N А74-1080/2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2012 года по тому же делу изменить в части взыскания с Федеральной налоговой службы в пользу арбитражного управляющего Ощепкова Геннадия Владимировича вознаграждения арбитражного управляющего в сумме 459 559 рублей 28 копеек.
В удовлетворении требований о взыскания вознаграждения в размере 105 483 рублей 89 копеек, начисленного за период с 19.08.2010 по 03.12.2010, отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Отменить меры по приостановлению исполнения определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2011 года по делу N А74-1080/2009, принятые постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2012 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.