См. также Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 марта 2012 г. N Ф02-1238/12 по делу N А10-2498/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Левошко А.Н.,
судей: Зуева А.О., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствовавших в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Джидинский район - Шиханова Алексея Ивановича (доверенность N 2 от 13.01.2012, паспорт), Батодоржиевой Валентины Владимировны (доверенность N 1 от 13.01.2012, паспорт); Бурятской таможни - Хромина Александра Евгеньевича (доверенность от 24.05.2011, паспорт), Зайцевой Елены Валерьевны (доверенность N 06-62/03082 от 21.03.2012, паспорт); Жаркого Сергея Александровича, Бальчугова Виктора Владимировича - Крыловой Натальи Александровны (доверенности от 22.08.2011, паспорт); Бальчугова Владимира Федосеевича, Бальчуговой Галины Николаевны, Заугаровой Веры Александровны, Жаркой Нины Михеевны - Бальчугова Александра Дементьевича (доверенности от 18.08.2011, паспорт)
с участием судей Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющих организацию видеоконференц-связи, Гиргушкиной Н.А., Мархаевой Г.Д.-С., Путинцевой Н.Г. секретарей судебного заседания Биликтуевой З.П., Стопичевой Н.А., Богдановой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Джидинский район и Бурятской таможни на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2012 года по делу N А10-2498/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия (апелляционный суд: Капустина Л.В., Бушуева Е.М., Макарцев А.В.),
установил:
Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Джидинский район" (далее - комитет) (ОГРН 1020300556320, ИНН 0304002842) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Республике Бурятия (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия) (ОГРН 1020300975177, ИНН 0326001722) о признании кадастровой ошибки, допущенной при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:000000:26, и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, управление Федеральной службы безопасности России по Республике Бурятия, общество с ограниченной ответственностью "Терра-Плюс", Бурятская таможня, Бальчугов Владимир Федосеевич, Бальчугова Галина Николаевна, Бальчугов Виктор Владимирович, Заугаров Александр Иванович, Заугарова Вера Александровна, Жаркая Нина Михеевна, Жаркой Сергей Александрович.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2012 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, комитет и Бурятская таможня обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которых просят указанный судебный акт отменить, решение Арбитражного суда Республики Бурятия оставить в силе.
Заявители кассационных жалоб, ссылаясь на фактические обстоятельства спора, установленные судом первой инстанции, полагают его выводы о наличии кадастровой ошибки, допущенной при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:000000:26 законными и обоснованными.
Оспаривая выводы апелляционного суда о невозможности рассмотрения заявленного истцом требования при наличии спора о праве на земельный участок, заявители указывает на избрание им надлежащего способа защиты, соответствующего обстоятельствам дела и характеру правоотношений, поскольку на момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций права собственников земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы не были.
В представленном суду отзыве на кассационные жалобы третьи лица по делу Бальчугов В.В. и Жаркой С.А. доводы заявителей кассационных жалоб отклонили, указав на их несостоятельность.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 апреля 2012 года объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 27 апреля 2012 года; в судебном заседании 27 апреля 2012 года объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 04 мая 2012 года, о чем сделаны публичные сообщения в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители комитета Шиханова А.И., Батодоржиева В.В., Бурятской таможни Хромин А.Е., Зайцева А.Е. поддержали требования кассационных жалоб по изложенным в них основаниям, полагали выводы апелляционного суда необоснованными, в связи с чем просили обжалуемый судебный акт отменить, представители третьих лиц по делу Крылова Н.А. и Бальчугов А.Д., ссылаясь на законность и правомерность выводов апелляционного суда, считали кассационные жалобы неподлежащими удовлетворению.
Ответчик и третьи лица по делу о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления Джидинского районного самоуправления N 139 от 11.05.1994 "О предоставлении земельного участка под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода "Желтура" Наушкинской таможне из земель колхоза "Желтуринский" выделен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 25, 5 га, границы которого не определены.
Постановлением Джидинского районного самоуправления N 96 от 03.04.1995 "О закреплении земельных долей (паев) и сельхозугодий в собственность по колхозам Джидинского района" земельный участок, находившийся у колхоза "Желтуринский" на праве пользования, передан в коллективно-долевую собственность граждан-дольщиков.
Постановлением администрации Джидинского района N 395 от 31.12.2004 внесены изменения в постановление Джидинского районного самоуправления N 96 от 03.04.1995, согласно которым из сельскохозяйственных угодий, переданных в коллективно-долевую собственность граждан по колхозам, исключен, в том числе земельный участок, предоставленный Наушкинской таможне, границы которого также не определены.
В соответствии с постановлением администрации Джидинского района N 13 от 28.01.2005 в постановление главы Джидинского района N 139 от 09.04.2000 "О перераспределении земель по колхозу "Желтуринский" внесены изменения и дополнения, согласно которым земельный участок площадью 6591 га, границы которого не определены, изъят из владения колхоза "Желтуринский" и передан СПК "Желтура" в совместно-долевую собственность.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке N 0304/201/11-431 от 27.04.2011 в государственный кадастр недвижимости 26.05.2005 внесены сведения о земельном участке площадью 61 606 000 кв. м с кадастровым номером 03:04:000000:26.
Впоследствии путем выдела доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:04:000000:26 (в отношении дольщиков Бальчугова В.Ф., Бальчуговой Г.Н., Бальчугова В.В., Заугарова А.И., Заугаровой В.А., Жаркой Н.М., Жаркого С.А.) на кадастровый учет 16.02.2011 поставлен земельный участок с кадастровым номером 03:04:400104:83.
Наушкинская таможня реорганизована в форме присоединения к Бурятской таможне в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы N 1146 от 18.09.2008 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Сибирском федеральном округе".
Решением комитета N 422 от 26.07.2011 под строительство автоперехода утверждена схема земельного участка площадью 156 167 кв. м, расположенного в селе Желтура Джидинского района Республики Бурятия, в отношении земельного участка, предоставленного Бурятской таможне, выполнены кадастровые работы, составлен межевой план.
Решением ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия N 04/11-187 от 28.02.2011 в осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка отказано по причине пересечения его границ с границами земельного участка с кадастровым номером: 03:04:400104:83.
Комитет обратился к ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия с заявлением о признании кадастровой ошибки и снятии с кадастрового учета земельного участка 03:04:400104:83. Письмом N 1551 от 29.06.2011 ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия отказано в признании кадастровой ошибки.
Ссылаясь на то, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:000000:26 допущена ошибка - в нарушение положений постановления Джидинского районного самоуправления N 139 от 11.05.1994, постановления администрации Джидинского района N 395 от 31.12.2004 в его границы включена площадь земельного участка, переданного Бурятской таможне, вследствие чего сформирован земельный участок с кадастровым номером 03:04:400104:83, комитет обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1.2, 1.3, 1.4 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001, исходил из того, что допущенная в инвентаризационной описи земельного участка квартала 03:04:00 ошибка, воспроизведена в государственном кадастре недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 03:04:000000:26, поскольку в инвентаризационной описи участка квартала 03:04:00 не учтены сведения о земельном участке общей площадью 25,5 га, переданном в постоянное бессрочное пользование Бурятской таможне.
Отменяя решение суда первой инстанции, как основанное на неполном исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, Четвертый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из того, что между Бурятской таможней и собственниками земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 по существу имеется спор о праве, который не может быть разрешен в порядке исправления ошибки в государственном кадастре недвижимости в соответствии с требованиями 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что изложенные выводы апелляционного суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
На основании пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Установив по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон, что на момент составления комитетом инвентаризационной описи (12.05.2005) ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале 03:04:00 сведения о земельном участке с определенными границами, предоставленном в пользование Бурятской таможне, отсутствовали, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что данные годового землеустроительного отчета районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, утвержденного постановлением Джидинской районной администрации N 267 от 31.10.1994 и содержащего статистические данные, постановление Джидинского районного самоуправления N 139 от 11.05.1994 "О предоставлении земельного участка под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода "Желтура", не содержащие сведений о конкретных границах и местоположении земельного участка, не являются правовым основанием для внесения в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале 03:04:00 сведений о земельном участке, предоставленном Бурятской таможне.
Следовательно, доводы заявителей о допущении ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия кадастровой ошибки, установленной пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", обоснованно отклонены апелляционным судом.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что сведения о земельном участке площадью 25,5 га с кадастровым номером: 03:04:400104:84 с разрешенным использованием под строительство автоперехода без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства в государственный кадастр недвижимости внесены и схема расположения земельного участка площадью 156 167 кв. м, расположенного в местности "Синька" села Желтура Джидинского района Республики Бурятия утверждена решением комитета позднее, чем в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:04:000000:26, а государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 осуществлен в период времени, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали определенные сведения о земельном участке, предоставленном Бурятской таможне.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании представленных в орган кадастрового учета недвижимости заявления о кадастровом учете и межевого плана, подготовленного с учетом требований Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 142 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", исходя из положений статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что, заявляя требование о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83, комитет в действительности заявляет о необходимости прекращения прав его собственников на указанный земельный участок в существующих границах и площадях, то есть имеет место спор о праве.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 следует читать как "N 412"
Таким образом, исходя из разъяснений, указанных в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", апелляционный суд обоснованно указал, что комитетом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Доводы заявителей кассационных жалоб не опровергают выводов апелляционного суда, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2012 года по делу N А10-2498/2011 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.О. Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон, что на момент составления комитетом инвентаризационной описи (12.05.2005) ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале 03:04:00 сведения о земельном участке с определенными границами, предоставленном в пользование Бурятской таможне, отсутствовали, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что данные годового землеустроительного отчета районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, утвержденного постановлением Джидинской районной администрации N 267 от 31.10.1994 и содержащего статистические данные, постановление Джидинского районного самоуправления N 139 от 11.05.1994 "О предоставлении земельного участка под строительство автоперехода в районе пункта упрощенного перехода "Желтура", не содержащие сведений о конкретных границах и местоположении земельного участка, не являются правовым основанием для внесения в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков в кадастровом квартале 03:04:00 сведений о земельном участке, предоставленном Бурятской таможне.
Следовательно, доводы заявителей о допущении ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Бурятия кадастровой ошибки, установленной пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", обоснованно отклонены апелляционным судом.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что сведения о земельном участке площадью 25,5 га с кадастровым номером: 03:04:400104:84 с разрешенным использованием под строительство автоперехода без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства в государственный кадастр недвижимости внесены и схема расположения земельного участка площадью ... , расположенного в местности "Синька" села Желтура Джидинского района Республики Бурятия утверждена решением комитета позднее, чем в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:04:000000:26, а государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 осуществлен в период времени, когда в государственном кадастре недвижимости отсутствовали определенные сведения о земельном участке, предоставленном Бурятской таможне.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83 осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" на основании представленных в орган кадастрового учета недвижимости заявления о кадастровом учете и межевого плана, подготовленного с учетом требований Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 142 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", исходя из положений статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что, заявляя требование о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 03:04:400104:83, комитет в действительности заявляет о необходимости прекращения прав его собственников на указанный земельный участок в существующих границах и площадях, то есть имеет место спор о праве.
Таким образом, исходя из разъяснений, указанных в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", апелляционный суд обоснованно указал, что комитетом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2012 г. N Ф02-1568/12 по делу N А10-2498/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5223/11
24.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10840/12
06.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10840/12
14.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1568/12
19.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1238/12
07.02.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5223/11