Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии представителей от:
- общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" Брейда А.В. (доверенность от 16.05.2012), Тигунцева М.А. (доверенность от 30.12.2011),
- Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Габовой Т.Н. (доверенность от 19.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2011 года по делу N А19-14880/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Седых Н.Д.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику", ИНН 3808095143, ОГРН 1033801041559, место нахождения: 664023, г. Иркутск, ул. Пискунова, 122 (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области, ИНН 3804030755, ОГРН 1043800848960, место нахождения: 665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Обручева, 7Б (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 21.03.2011 N 02-1-05/3-573/110 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость (НДС) за 3 квартал 2010 года в сумме 295 821 рубль.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 года решение суда отменено в части отказа в возмещении налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2010 года в сумме 1 416 рублей 89 копеек в отношении операций по подаче-уборке вагонов, на которые поставщиками начислен НДС по ставке 18 процентов. В данной части принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщик имеет право самостоятельно разработать порядок определения сумм налога и порядок ведения учета входного НДС и закрепить его в приказе об учетной политике. Налоговым органом не оспаривалось наличие у налогоплательщика учетной политики и приказа об ее утверждении (а также их содержание), которые предоставлялись в налоговый орган в ходе налоговой проверки. При этом учетной политикой организации предусмотрено, что способ распределения НДС по товарам, предназначенным для реализации на внутренний рынок и на экспорт, состоит в том, что такое распределение происходит исходя из пропорции удельного веса отгруженного товара к общей отгрузке (в количественном выражении - куб.м). Указанное распределение происходит на последнее число отчетного периода (квартал). Таким образом, организация применяет вычеты по тем счетам-фактурам, которые выставлены за налоговый период отгрузки товара. Изложенный порядок, по мнению общества, не противоречит нормам налогового законодательства. В этой связи общество указывает на то, что налоговым органом неправомерно применен порядок определения сумм налога в виде сопоставления дат отгрузки и оформления счетов-фактур, что привело к ошибкам в определении налоговых вычетов. При таких обстоятельствах общество считает, что правомерно применило налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным позже даты отгрузки товара.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
По делу объявлялся перерыв до 24 мая 2012 года.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" 01.11.2010 представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2010 года.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 11.02.2011 N 02-1-05/3-386/134 (т. 1 л.д. 34-44).
На основании акта проверки инспекцией вынесено решение от 21.03.2011 N 02-1-05/3-16 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению". Фактически отказано в возмещении НДС в сумме 295 821 рубль (т. 1 л.д. 56).
Одновременно инспекцией было вынесено решение от 21.03.2011 N 02-1-05/3-573/110 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым:
- отказано в привлечении общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации;
- уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2010 года в сумме 295 821 рубль;
- внесены необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (т. 1 л.д. 48-55).
Общество обжаловало решение налогового органа в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 09.06.2011 N 26-16/21678 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения. (т. 1 л.д. 61-64).
В этой связи общество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик не может заявить вычеты, которые не относятся к товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС. На момент оказания услуг по подаче-уборке вагонов находящийся в них товар был помещен под таможенный режим экспорта, следовательно, в этой связи подлежала применению налоговая ставка 0 процентов, НДС по ставке 18 процентов предъявлен поставщиками необоснованно.
Отменяя решение суда в части налоговых вычетов, заявленных по сумме 1 416 рублей 89 копеек и принимая в отмененной части новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что услуга по подаче-уборке вагонов является единой и неразрывной, оказана до помещения товаров под таможенный режим экспорта, в связи с чем подлежит обложению по налоговой ставке 18 процентов. В остальной части суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Исходя из пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации, при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Согласно нормам пункта 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Кодексом не определены. Следовательно, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок ведения учета "входного" НДС и закрепить ее в приказе об учетной политике. При этом принятая у налогоплательщика методика учета "входного" НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части оплаченного поставщикам налога, которая соответствует реализации товаров на экспорт. Эта часть "входного" налога подлежит возмещению в момент подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с "Порядком определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов", закрепленным в учетной политике налогоплательщика, суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, которые напрямую можно отнести либо к продукции вывезенной в режиме экспорта, либо к продукции реализованной на внутреннем рынке учитываются на отдельных бухгалтерских счетах (счет 19 с литерами "В" (внутренний рынок) и "Э" (экспорт).
На отдельном счете 19 учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками, которые невозможно напрямую отнести к производству продукции на экспорт или на внутренний рынок. На последнее число отчетного периода (квартал), сумма налога, отраженная на счете 19 распределяется между 19 счетом с литерами "В" и "Э" пропорционально доле отгруженной продукции (в количественном выражении) на внутренний рынок и на экспорт в общем объеме отгруженной продукции за текущий квартал. Сумма НДС, соответствующая доле продукции, отгруженной на внутренний рынок, списывается в дебет счета 19 с литерой "В" и подлежит вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ. Сумма налога, соответствующая доле продукции, отгруженной на экспорт, списывается в дебет счета 19 с литерой "Э", где подлежит распределению между документами отгрузки пропорционально доле продукции (в количественном выражении), отгруженной по каждому документу в общем объеме отгруженной продукции на экспорт в текущем квартале. По мере подтверждения экспорта в порядке, установленном статьями 164 и 165 НК РФ, суммы налога, отраженные на счете 19 с литерой "Э" в разрезе документов отгрузки, подлежат возмещению в порядке статьи 172 НК РФ.
Закрепленный в учетной политике общества способ определения размера вычетов не противоречит положениям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что спорная сумма НДС рассчитана обществом в соответствии с принятой учетной политикой и подтверждена представленными документами.
Соблюдение таможенного режима экспорта, как и обстоятельства фактической уплаты НДС поставщикам, подтверждаются материалами дела и инспекцией не оспариваются.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа о невозможности участия в процессе производства товаров, приобретенных по счетам-фактурам, выставленным в последующие дни после отгрузки товара на экспорт в одном налоговом периоде, не обоснован, так как представление таких счетов-фактур не является в данном случае нарушением условий предъявления НДС к возмещению и обусловлено налоговой политикой общества, непрерывностью процесса поставки товаров и отсутствием учета фактического расходования каждого кубометра леса.
Учитывая, что общество выполнило все установленные законодательством условия для предъявления налогового вычета по НДС в спорной сумме, и доказательств его недобросовестности при этом не представлено, вывод суда апелляционной инстанции о правомерности отказа в возмещении НДС является ошибочным.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований, а заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
Расходы общества по уплате госпошлины в сумме 1 000 рублей подлежат возмещению за счет инспекции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 года по делу N А19-14880/2011 Арбитражного суда Иркутской области отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области от 21.03.2011 N 02-1-05/3-573/110 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года в сумме 294 403 рубля 62 копейки.
Принять в данной части новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области от 21.03.2011 N 02-1-05/3-573/110 в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года в сумме 294 403 рубля 62 копейки.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику".
В остальной части постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 года оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" расходы по уплате госпошлины в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Сибэкспортлес-Тайрику" излишне уплаченную госпошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.