Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Новогородского И.Б.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска Простакишиной О.А. (доверенность N 03/5 от 14.02.2012), Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области Островской М.В. (доверенность N 08-10/000668 от 19.01.2012), общества с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Иркут" Федосеевой Н.М. (доверенность от 21.06.2011), Тереховой Е.Б. (доверенность N 8 от 01.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2011 года по делу N А19-12548/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гаврилов О.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сетевая компания "Иркут" (ОГРН 1043801429737; место нахождения: Иркутская область, г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043801433873, место нахождения: Иркутская область, г. Иркутск; далее - инспекция) о признании частично недействительными ее решения от 24.03.2011 N 05-14/1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 6470 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.06.2011.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 4 августа 2011 года были объединены в одно производство дела за номерами N А19-12548/2011 и N А19-12716/2011. Делу присвоен номер А19-12548/2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Иркутской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которых ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению инспекции, суды двух инстанций пришли к ошибочному выводу о проведении налоговой проверки с нарушением процессуальных требований, установленных действующим законодательством. Редакция пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), закрепившая право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки до момента вынесения решения о привлечении к ответственности, вступила в силу 02.09.2010, а проверка начата 09.08.2010 - до вступления в силу названного закона. Налоговое законодательство не содержит положений, предусматривающих обязанность инспекции составлять по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля специальный документ. Общество было извещено о времени и месте рассмотрения всех материалов налоговой проверки, представители общества присутствовали при рассмотрении материалов налоговой проверки. Общество не воспользовалось правом на ознакомление с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители инспекции и управления поддержали доводы кассационной жалобы, представители общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 21.01.2011 г. N 5-14/1 и вынесено решение от 24.03.2011 N 05-14/1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением управления от 06.06.2011 N 26-16/20885 решение инспекции от 24.03.2011 N 05-14/1 оставлено без изменения.
Считая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Вывод судов об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налоговый орган должен обеспечить возможность участия лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом участие представителя налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки до принятия решения налоговым органом о проведении дополнительных мероприятий не исключает обязанность налогового органа обеспечить налогоплательщику право на участие в рассмотрении итогов налоговой проверки по завершении дополнительных мероприятий.
Наличие у налогоплательщика права на ознакомление с материалами налоговой проверки, включая материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по обеспечению данного права вытекает из системного толкования норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, статьях 100 и 101 Кодекса.
Таким образом, налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с материалами налоговой проверки с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов, в том числе представления возражений на установленные налоговым органом обстоятельства нарушений налогового законодательства и в отношении доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки, поэтому налогоплательщик имеет право на ознакомление с документами и материалами, полученными при проведении этих мероприятий.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судами установлено, что 24.02.2011 руководителем (заместителем) инспекции было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Представленные по результатам мероприятий дополнительного налогового контроля доказательства носят существенный характер, поскольку на основании данных доказательств обществу доначислены спорные налоги.
24.03.2011, то есть в день вынесения оспариваемого решения, представителю общества вручена справка об окончании дополнительных мероприятий налогового контроля, составленная 23.03.2011. Из указанной справки следует, что оспариваемое решение принято инспекцией с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
С результатами дополнительных мероприятий общество заблаговременно ознакомлено не было, в связи с чем было лишено права представить письменные возражения на материалы проверки. Фактически с дополнительными материалами налогового контроля общество ознакомлено в процессе рассмотрения материалов проверки 24.03.2011 года с 16 часов 15 минут до 16 часов 30 минут.
Исходя из изложенного, судами сделан правильный вывод о том, что предоставленный инспекцией временной интервал для ознакомления и представления мотивированных возражений заявителем с учетом объема дополнительных материалов явно недостаточен для соблюдения предоставленного Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщику права на защиту своих интересов.
Выводы судов в этой части основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
Ссылка кассационной жалобы на положения пункта 11 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, предусматривающего, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, и оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не имеет отношения к процедуре ознакомления налогоплательщика с материалами налоговой проверки.
Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2011 года по делу N А19-12548/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.