Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года по делу N А19-18102/2011 (суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации Муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район" (далее - финансовое управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10, в неинформировании инспекции о неисполнении администрацией Добчурского сельского поселения исполнительного листа N 001716601 от 26.04.2010 в течение 10 дней со дня истечения срока исполнения этого исполнительного листа и в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации Добчурского сельского поселения (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), обязании финансового управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов инспекции путем исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10 в соответствии с исполнительным листом N 001716601 от 26.04.2010 в порядке, установленном действующим законодательством.
В связи с реорганизацией Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области судом первой инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заявителя на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Добчурского сельского поселения (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2011 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, финансовое управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о наличии у финансового управления обязанности приостановить операции по расходованию средств на лицевых счетах администрации, которая использует счета с целью получения субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, является незаконным; суды не учли, что основания для применения такой меры принуждения, как приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации отсутствовали, поскольку с ее стороны не было допущено нарушения расходных операций либо неисполнения исполнительного листа при наличии денежных средств на лицевом счете; суд не имел права повторно обязывать исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указала на необоснованность изложенных в ней доводов и просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтового отправления N N 13487, 13489, 13486, 13484, 13488, 13485; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 18.05.2012), однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Финансовое управление просило о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Иркутской области 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10 удовлетворены требования инспекции о взыскании с администрации недоимки и пени по единому социальному налогу в размере 207 036 рублей 12 копеек, в связи с чем взыскателю выдан исполнительный лист от 26.04.2010 N 001716601, который 31.03.2011 предъявлен инспекцией в финансовое управление, являющееся органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов администрации как муниципального бюджетного учреждения.
В ответ на требование инспекции от 07.07.2011 N 06-11/016495 о необходимости сообщить об исполнении (неисполнении) должником требований исполнительного документа, а также о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, финансовое управление письмом от 11.08.2011 N 08-05/01-12/361 сообщило о неисполнении исполнительного документа в связи с дефицитом бюджета.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения инспекции в арбитражный суд настоящим с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности оспариваемого бездействия финансового управления и нарушения таким бездействием прав и законных интересов инспекции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда, в том числе органами местного самоуправления, на всей территории Российской Федерации.
С учетом пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, осуществляется в порядке, установленном статьей 242.5 Кодекса.
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены не только определенные действия должника по исполнению исполнительного документа, но и конкретные действия органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов должника.
Согласно пункту 7 указанной статьи при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
При неисполнении судебного акта в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта, и независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом пункта 7 статьи 242.5 Кодекса.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств, исполнительный лист от 26.04.2010 N 001716601 финансовым управлением без возражений принят к исполнению и должен быть исполнен в срок до 01.07.2011, однако, денежные средства по исполнительному листу взыскателю перечислены не были, предусмотренные абзацем вторым пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия не установлены.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым управлением действий, направленных на полное исполнение судебного акта, суды обеих инстанций обоснованно признали незаконным бездействие управления, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10, неинформировании инспекции о неисполнении администрацией исполнительного листа N 001716601 от 26.04.2010 в течение 10 дней со дня истечения срока исполнения этого исполнительного листа и в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
В связи с этим на финансовое управление правомерно в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области 23 марта 2010 года по делу N А19-4575/10 в соответствии с исполнительным листом от 26.04.2010 N 001716601 в порядке, установленном действующим законодательством.
При обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 10247/10, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их переоценки и учета доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом не установлено.
По результатам рассмотрения жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2011 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2012 года по делу N А19-18102/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.