Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя государственного учреждения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) Аммосовой О.А. (доверенность от 05.07.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2011 года по делу N А58-4557/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Доржиев Э.П., Басаев Д.В.),
установил:
Государственное учреждение Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), ОГРН 1021401058161, место нахождения: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 21Б (далее - ТФОМС, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с уточненным заявлением о признании незаконными пунктов 4, 5.1, 5.2, 6, 7 решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия), ОГРН 1021401059261, место нахождения: 677000, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 23 (далее - УПФР, пенсионный фонд) об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в городе Якутске Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2011 года N 016/034/13-2011 в части уплаты страховых взносов в размере 6 402 рубля и начисления пеней в размере 145 рублей 22 копейки, в порядке устранения нарушенных прав о возвращении уплаченной суммы страховых взносов в размере 6 402 рубля и пеней в размере 145 рублей 22 копейки.
Решением от 8 декабря 2011 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворил полностью: признал решение УПФР от 11 апреля 2011 года N 016/034/13-2011 недействительным в части:
- пункта 4 о начислении пеней по состоянию на 11 апреля 2011 года в размере 145 рублей 22 копейки;
- пункта 5.1 об уплате страховых взносов в размере 6 402 рубля;
- пункта 5.2 об уплате пеней в размере 145 рублей 22 копейки;
- пункта 6 о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета, о внесении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в соответствующих графах строки 120 раздела 1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения (форма РСВ-1) за ближайший отчетный период;
- пункта 7 о представлении ТФОМС в соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 987н, корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц за 2008, 2009 годы, за 1 и 2 полугодия 2010 года.
Суд первой инстанции также обязал УПФР устранить в установленном порядке нарушенные права ТФОМС.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УПФР обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, если работник организации летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки на территории РФ, то пунктом пропуска через государственную границу РФ для целей применения пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник. Позиция ТФОМС о том, что пунктом пропуска является аэропорт г. Владивосток не обоснованна, так как при пролете воздушным транспортом через его территорию прохождение гражданами пограничного контроля в пункте пропуска аэропорта г. Владивосток не возможна.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ТФОМС просила оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
УПФР надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УПФР на основании решения от 15 февраля 2011 года N 016/034/13-2011 (т. 1 л.д. 31) проведена выездная проверка ТФОМС за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 10 марта 2011 года N 016/034/13-2011 (т. 1 л.д. 32).
Письмом от 29 марта 2011 года N 03/532 (т. 1 л.д. 67 - 69) ТФОМС представил возражения на акт проверки в части занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам, считая, что имел право не включать выплаты в размере 104 993 рубля в состав базы для начисления страховых взносов, а, соответственно, доначисление страховых взносов в сумме 6 402 рубля и начисление 145 рублей 22 копеек пеней неправомерно.
Рассмотрев материалы проверки в присутствии представителей ТФОМС, УПФР приняло решение от 11 апреля 2011 года N 016/034/13-2011 (т. 1 л.д. 49 - 63).
Не согласившись с решением УПФР, ТФОМС обратилось с жалобой от 6 июня 2011 года N 12/1087 на решение УПФР от 11 апреля 2011 года N 016/034/13-2011 в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ОПФР по РС (Я) (т. 1 л.д. 94 - 95).
Решением ОПФР по РС (Я) от 27 июня 2011 года N 21 (т. 1 л.д. 96 - 97) жалоба ТФОМС оставлена без удовлетворения, решение Пенсионного фонда - без изменения.
Не согласившись с решением в части, ТФОМС оспорил его в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении работником отпуска вне территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами оплаченная работодателем стоимость перелета, рассчитанная по тарифам от места отправления до ближайшего от государственной границы РФ российского аэропорта.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичная норма изложена в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Согласно статье 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 769-З N 415-IV "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2010 год" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.12.2009 З N 416-IV) (вместе с "Перечнем главных администраторов доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2010 год", "Перечнем главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)") доходы ТФОМС состоят из межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также из источников внутреннего финансирования.
В соответствии с пунктами 9 - 11 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 187-З N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 09.12.2004 З N 382-III) оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска за пределами территории Российской Федерации и обратно работнику организации и членам его семьи производится до ближайшего к государственной границе Российской Федерации железнодорожного, автомобильного вокзала или железнодорожной, автомобильной станции, морского, речного порта, международного аэропорта (пункт 9).
В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации, кроме перевозочных документов, представляется справка транспортной организации о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), либо справка транспортной организации о стоимости перевозки исходя из маршрута, пролегающего в пределах территории Российской Федерации (пункт 10).
Компенсация расходов производится исходя из примерной стоимости проезда (согласно справке, выданной транспортной организацией) на основании представленного работником организации заявления не позднее чем за три рабочих дня до отъезда работника в отпуск (пункт 11).
В соответствии с пунктом 2.5 "Положения о компенсационных выплатах работникам ТФОМС РС (Я), работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при проведении работником отпуска за пределами территории Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, ему компенсируются расход на проезд до ближайшего пересечения с границей РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.
Таким образом, указанными актами определена методика расчета тарифа на оплачиваемый работодателем проезд работника по территории РФ при убытии его в отпуск за рубеж.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.
Указанными выше актами Республики Саха (Якутия) методика расчета таких тарифов определена.
Довод УПФР о том, что указанный тариф необходимо рассчитывать от места отправления до ближайшего к этому месту пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, как правильно указали суды, не соотносится с положениями Закона N 212-ФЗ о гарантированном освобождении оплаты стоимости проезда по территории РФ от обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что доводы УПФР направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств и проанализированных норм, что в соответствии с компетенцией суда кассационной инстанции не входит в его полномочия.
В этой связи суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2011 года по делу N А58-4557/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.