Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области Ермакова Алексея Владимировича (доверенность N 05-11/09465 от 03.07.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2012 года по делу N А19-22001/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (ОГРН 1083808014377) (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению культуры Министерства обороны Российской Федерации 11 Дома культуры Российской Армии (ОГРН 1063808084768) (далее - учреждение, налогоплательщик) о взыскании налоговых санкций в сумме 2 600 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представление войсковой частью сведений о доходах физических лиц за учреждение невозможно признать в качестве своевременного исполнения последним обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией установлено непредставление учреждением сведений о доходах физических лиц за 2010 год, что отражено в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях N 16-17/42658 от 11.04.2011.
Решением N 16-17/6956 от 11.04.2011 учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде взыскания штрафа в сумме 2 600 рублей.
Требованием от 24.05.2011 N 7300 об уплате налогов, сбора, пени, штрафа налогоплательщику предложено в добровольном порядке уплатить начисленный штраф.
Неуплата ответчиком штрафа в срок, установленный в требовании, явилась основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что сведения о доходах работников Федерального государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации 11 Дома культуры Российской Армии в налоговую инспекцию представлены, у инспекции указанные сведения имеются, обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц за учреждение исполнена войсковой частью 59968, в связи с чем отсутствует вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
На основании пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 января 2004 года N 41-О указал, что положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
Обязанность налогоплательщиков действовать самостоятельно, то есть от своего имени распространяется на все обязательства налогоплательщиков, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, представление сведений о доходах физических лиц за учреждение войсковой частью 59968, не свидетельствует о надлежащем исполнении учреждением обязанности по предоставлению сведений о доходах физических лиц.
Непредставление учреждением сведений о доходах физических лиц за 2010 год является основанием для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учреждения в доход федерального бюджета подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2012 года по делу N А19-22001/2011 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2012 года по тому же делу отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с Федерального государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации 11 Дом культуры Российской Армии (ИНН 3808134917, ОГРН 1063808084768, место нахождения: 664078, Иркутская область, г.Иркутск, мкр. Зеленый, в/ч 59968 Я) налоговые санкции в размере 2 600 рублей.
Взыскать с Федерального государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации 11 Дом культуры Российской Армии в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.