Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Бурятия:
- находящихся в здании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя Володарского Станислава Евгеньевича (предъявлен паспорт) и его представителя Дорошкевича Сергея Александровича (доверенность от 11.10.2012),
- находящегося в здании Арбитражного суда Республики Бурятия представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Шиханова Алексея Ивановича (27.01.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя Володарского Станислава Евгеньевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2012 года по делу N А10-2019/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Рабдаева Л.Ю.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя Володарский Станислав Евгеньевич (далее - предприниматель, ИП Володарский С.Е.) обратился с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее - комитет) и Министерству имущественных отношений по Республике Бурятия (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, обязать устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно включили в предмет доказывания обстоятельства, которыми не руководствовалось Министерство имущественных отношений Республики Бурятия при совершении отказа осуществить комплекс мероприятий для проведения государственного кадастрового учета спорного земельного участка. Обстоятельства, на которые министерство не ссылалось при совершении отказа в тексте соответствующего письма, не подлежали исследованию при рассмотрении настоящего дела, в том числе: прекращение действия решения комитета от 03.02.2005 N З-107, злоупотребление правом со стороны ИП Володарского С.Е. Судами дана неверная правовая квалификация договора аренды N 34, который ошибочно признан судами заключенным. В действиях ИП Володарского С.Е. признаки злоупотребления правом отсутствуют, так как за все время пользования спорным земельным участком предприниматель уплачивал платежи. Вывод судов о фактическом исполнении решения комитета N З-107 от 03.02.2005 и прекращении его действия не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суды ошибочно отождествили срок действия решения комитета как ненормативного правового акта со сроком действия договора аренды, который должен был быть заключен во исполнение этого решения комитета. При этом неисполнение комитетом, а в дальнейшем министерством обязанности по заключению договора аренды во исполнение решения комитета N З-107 от 03.02.3005 не лишает ИП Володарского С.Е. права требовать от министерства совершения необходимых действий по формированию земельного участка и последующего заключения с ним договора аренды. Судами ошибочно не был принят довод предпринимателя о том, что министерство как публичный собственник обязано сформировать и предоставить земельный участок в случае обращения заинтересованного лица, а отказ в удовлетворении просьбы может быть совершен только по основаниям, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации, при этом отказ по произвольным основаниям не допускается. Министерство не обосновало со ссылкой на конкретные нормы закона наличие в данном случае законных оснований для отказа в образовании спорного земельного участка. Следовательно, отказ министерства сформировать земельный участок в связи с нежеланием образовывать земельный участок, является незаконным, произвольным и не основан на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 4 февраля 2005 года на основании решения комитета от 03.02.2005 N З-107 о предоставлении ИП Володарскому С.Е. в аренду земельного участка, площадью 60 кв. м сроком на 5 лет, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Ленина вблизи Театра оперы и балета, для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (киоск) с условием установки театральных афиш, подписан договор аренды земельного участка N 34 между комитетом и ИП Володарским С.Е. на срок с 03.02.2005 по 02.02.2010.
21.03.2005 по акту приема-передачи земельный участок передан заявителю.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.06.2007 земельный участок, площадью 15 600 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование, занимаемый зданием театра, подсобными помещениями и прилегающей территорией, находится по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, уч. N 51, кадастровый номер 03:24:011206:127, принадлежит на праве собственности Республике Бурятия.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 02.02.1999 N 40 Театру оперы и балета предоставлен в постоянное пользование земельный участок, площадью 1,56 га в Советском районе по ул. Ленина, 51, занимаемый зданием театра, подсобными помещениями и прилегающей территорией (л.д. 110 оборотная сторона).
23.03.2012 ИП Володарский С.Е. обратился в комитет и министерство с заявлением (л.д. 19-20), в котором просит во исполнение решения комитета от 03.02.2005 N З-107 осуществить комплекс мероприятий для проведения государственного кадастрового учета земельного участка площадью 60 кв. м в целях заключения договора аренды во исполнение решения.
06.04.2012 министерство направило ответ на заявление N 04-410-07-2133/12 (л.д. 21-22). В письме министерство указало, что не имеет намерений образовывать самостоятельные земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 03:24:011206:127, находящегося в постоянном (бессрочном) пользования учреждения и передавать их в пользование, в том числе и участка, занимаемого павильоном ИП Володарского С.Е. "Цветы". Решение комитета на сегодняшний день не имеет правового значения, поскольку не порождает возникновения каких-либо прав и обязанностей в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
25.04.2012 комитет направил ответ заявителю, что он не вправе распоряжаться спорным земельным участком, так как на земельный участок зарегистрировано право собственности Республики Бурятия.
Не согласившись с названными отказами, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что комитет не является распорядителем спорного земельного участка и не имел возможности производить действия и принимать решения в отношении данного участка в соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации. В министерство заявитель не обращался в рамках статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявителем не было исполнено требование статьи 34 Земельного кодекса о предоставлении пакета документов.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение комитета от 03.02.2005 N З-107 фактически было исполнено. В министерство заявитель не обращался в рамках статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявителем не было исполнено требование статьи 34 Земельного кодекса о предоставлении пакета документов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Исходя из пунктов 4 и 5 указанной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 2 статьи 16 указанного Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из положений подпунктов 5.1-5.3 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках рассмотрения дела N А10-4511/2010 судами установлено, что земельный участок площадью 15 600 кв.м с кадастровым номером 03:24:011206:0127, расположенный по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, уч. N 51, принадлежит на праве собственности Республике Бурятия (свидетельство о государственной регистрации прав от 28.06.2007 серии 03АА N 360234) и находится в постоянном бессрочном пользовании государственного учреждения культуры "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова" на основании постановления Администрации г. Улан-Удэ N 40 от 02.02.1999 (свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2007 серии 03АА N 387598).
Земельный участок площадью 60 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 51, находится в границах вышеуказанного земельного участка.
При этом договор аренды земельного участка N 34 от 04.02.2005 признан судами незаключенным в связи с отсутствием у ИП Володарского С.Е. доказательств кадастрового учета земельного участка, на котором расположен спорный павильон, что свидетельствует об отсутствии индивидуально-определенной вещи (объекта недвижимости с уникальными характеристиками), а также доказательств государственной регистрации договора аренды земельного участка N 34 от 04.02.2005.
Таким образом, предприниматель не имел прав на использование спорного земельного участка.
Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в письме на обращение предпринимателя указал, что не вправе распоряжаться спорным земельным участком, так как на него зарегистрировано право собственности Республики Бурятия.
Указанное комитетом обоснование мотивировано пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В отношении довода о признании незаконным бездействия министерства суд кассационной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Исходя из пункта 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования государственного учреждения культуры "Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжаповича Цыдынжапова" на спорный земельный участок предпринимателем не приведены.
При этом, как установлено судами, в министерство заявитель не обращался в рамках статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и им не было исполнено требование статьи 34 Земельного кодекса о предоставлении пакета документов.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что в данном случае отсутствует бездействие комитета и министерства, нарушений прав и законных интересов предпринимателя ответчиками не допущено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июля 2012 года по делу N А10-2019/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.