Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Эверстовой Р.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителей: гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Гафиатулиной Лилии Илдусовны, Местникова Афанасия Константиновича (доверенность от 31.07.2012), Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) Урбана Александра Михайловича (доверенность от 28.12.2011 N 487/06), Окружной администрации города Якутска Ботулу Анастасии Николаевны (доверенность от 30.05.2012 N 130Г),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Гафиатулиной Лилии Илдусовны на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года по делу N А58-302/2012 (суд первой инстанции - Бадлуева Е.Б., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Гафиатулина Лилия Илдусовна (ОГРНИП 304143513900040, г. Якутск) (далее - предприниматель Гафиатулина Л.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, г. Якутск) от 03.10.2011 N Р-1406, и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 января 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель Гафиатулина Л.И. обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статьи 36, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 128-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что спорный земельный участок, на котором непосредственно расположено здание магазина, не является участком земель общего пользования, не подлежащим приватизации в смысле, придаваемом пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически он не занят объектом общего пользования.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель предпринимателя Гафиатулиной Л.И. подтвердил доводы кассационной жалобы, просил принятый по делу судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Дополнительно пояснил, что считает недоказанным администрацией то, что приватизация спорного земельного участка запрещена в связи с нахождением его на землях общего пользования.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Окружной администрации города Якутска считают постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, просили оставить судебный акт без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Гафиатулиной И.И. принадлежит на праве собственности здание магазина (общая площадь 394, 5 кв.м, лит. А, А1, А2, А3, кадастровый (или условный) номер объекта 14:36:104015:0026:16451), расположенное на земельном участке 300 кв., по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Стадухина, дом 83, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N 14-01/36-09/2002-268.
12.09.2003 распоряжением вице-мэра г. Якутска N 1486змр предпринимателю Гафиатулиной Л.И. предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений под кадастровым номером 14:36:104015:0083, площадью 0,0409 га по адресу г. Якутск, ул. Стадухина, 83; 19.09.2003 между предпринимателем Гафиатулиной Л.И. и Департаментом имущественных отношений мэрии г. Якутска заключен договор аренды, согласно которому предпринимателю для расположения магазина предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений под кадастровым номером 14:36:104015:0083, находящийся по адресу г. Якутск, ул. Стадухина, 83, площадью 409 кв.м. Договор аренды зарегистрирован 05.12.2003 за N 14-01\36-16\2003-1037.
04.08.2006 распоряжением заместителя главы городского округа "Якутск" N 2801 зр срок аренды указанного земельного участка продлен по 01.06.2011, и 25.08.2006 между предпринимателем Гафиатулиной Л.И. и Департаментом имущественных отношений мэрии г. Якутска заключен договор аренды данного земельного участка для размещения магазина. Актом приема-передачи от 25.08.2006 земельный участок передан предпринимателю Гафиатулиной Л.И. Договор аренды зарегистрирован 10.12.2008 за N 14-14-01\069\2008-018.
Предприниматель Гафиатулина Л.И. 12.09.2011 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) с заявлением о приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности площадью 409, кв.м, кадастровый номер 14:36:104015:83, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, по адресу:
г. Якутск, ул. Стадухина, дом 83.
Распоряжением от 03.10.2011 N Р-1406 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) отказало предпринимателю Гафиатулиной Л.И. в предоставлении в собственность указанного земельного участка, на основании пункта 4 статьи 28, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, в связи с расположением участка за пределами красной линии согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 27219 от 26.09.2011 и письму Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 19.09.2011 N 05-41-869.
Предприниматель Гафиатулина Л.И., полагая, что названный отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствует закону и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ администрации противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд счёл невозможным на основании представленных в материалы дела доказательств определить фактическое прохождение красных линий.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) факта нахождения спорного земельного участка на территории общего пользования, в связи с чем признал оспариваемый ненормативный правовой акт соответствующим действующему законодательству и не нарушающим законные права заявителя.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества также предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в предоставлении предпринимателю Гафиатулиной Л.И. в собственность земельного участка, на котором расположено принадлежащее ей здание магазина, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) указало на расположение данного земельного участка за пределами красных линий.
Пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Принимая во внимание, что пунктом 2 статьи 14 Правил землепользования и застройки в городе Якутске, утвержденных постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9, предусмотрено определение границ территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные) красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории и утверждаются главой городского округа "Город Якутск", суд апелляционной инстанции установил, что официально опубликованным постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 N ПГС-30-1 утвержден генеральный план Городского округа "Город Якутск" (в редакции решения Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6). Проект планировки территории центральной части города Якутска утвержден распоряжением первого заместителя главы городского округа от 02.12.2009 N 1200/1зр, опубликованным в установленном порядке в газете "Эхо столицы", N 95, 04.12.2009 и на официальном сайте администрации города Якутска в сети "Интернет".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 26.09.2011 N 27219, содержащие фрагмент Правил землепользования и застройки в городе Якутске (подраздел 9.4 раздела IX "Геодезические и картографические материалы"), полученные по запросу Министерства имущественных и земельных отношений по Республике Саха (Якутия) от 13.09.2011 на земельный участок под магазин, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Стадухина, д. 83, проанализировав положения статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности и перечне подлежащих включению в эти системы сведений, суд апелляционной инстанции установил, что названные сведения достоверно свидетельствуют о расположении спорного земельного участка за пределами красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.
В этой связи суд признал правомерным оспариваемый отказ в приватизации, поскольку спорный земельный участок в соответствии с пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества приватизации не подлежит. Учитывая наличие предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможности иного вида землевладения для собственника расположенного на земельном участке объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции также признал недоказанным факт нарушения прав и законных интересов предпринимателя Гафиатулиной Л.И. оспариваемым распоряжением.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки названных выводов апелляционного суда.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок, на котором расположено здание магазина, не является участком земель общего пользования, не подлежащим приватизации в смысле, придаваемом пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически он не занят объектом общего пользования, не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении и противоречащий установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Доводы предпринимателя, заявленные в судебном заседании, о недоказанности того, что приватизация спорного земельного участка запрещена в связи с нахождением его на землях общего пользования, по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и доказательств, в связи с чем не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы апелляционного суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2012 года по делу N А58-302/2012 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, Гафиатулиной Лилии Илдусовне из федерального бюджета 1 900 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 03.10.2012 года за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.