Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2012 года по делу N А69-604/2012 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Дунаева Л.А., Иванцова О.А.),
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (ОГРН 1041700531707, далее -УФНС России по Республике Тыва, налоговый орган, управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (ОГРН 102170051301, далее - Пенсионный фонд, учреждение) о признании недействительным решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14 июня 2012 года заявленные управлением требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2012 года решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным привлечения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва к ответственности в сумме 1 000 рублей. В данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в обжалуемой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять в отменной части новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, учреждение не имело права произвести зачет переплаты в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и штрафам, так как по итогам камеральной проверки от 21.03.2011 по уточненным расчетам за 2010 год у управления не установлено задолженности по пеням и (или) штрафам. Пенсионный фонд считает, что привлечение управления к ответственности законно и обоснованно в результате несоблюдения требований по исчислению и уплате страховых взносов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 24.01.2011 налоговым органом в Пенсионный фонд представлен отчет по форме РСВ-1 за 2010 год.
После сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете. 22.02.2011 налоговым органом представлен уточненный расчет за 2010 год.
Согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам выездной проверки составлен акт от 07.12.2011 N 018/018/100-2011, в котором фонд отразил факт нарушения налоговым органом законодательства о страховых взносах, в том числе факт несвоевременного исчисления обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
В Пенсионный фонд сумма несвоевременно исчисленных обязательных платежей составила 121 110 рублей, в том числе по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 105 509 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии - 15 601 рубль, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 6 660 рублей, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 12 111 рублей.
По результатам проверки предложено взыскать с управления пени в сумме 6 785 рублей 7 копеек, в том числе по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5 750 рублей 16 копеек (за недоимку на СЧТП в размере 4 899 рублей 12 копеек, за недоимку на НЧТП в размере 851 рубль 04 копейки), по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в сумме 367 рублей 19 копеек, по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в размере 667 рублей 72 копейки.
Платежным поручением от 16.12.2011 N 241398 налоговым органом погашена пеня на трудовую часть страховых взносов в сумме 4 899 рублей 12 копеек.
Платежными поручениями от 19.12.2011 N 246933, N 246931, N 246932 налоговым органом погашены пени на накопительную часть страховых взносов, ФФОМС, ТФОМС в сумме 851 рубль 4 копейки, 367 рублей 19 копеек, 667 рублей 72 копейки соответственно.
На основании акта выездной проверки от 07.12.2011 N 018/018/100-2011 фондом вынесено решение от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 о привлечении налогового органа к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 27 976 рублей 20 копеек за несвоевременную уплату обязательных платежей (21 101 рубль 80 копеек - на страховую часть, 3 120 рублей 20 копеек - на накопительную часть, 1332 рубля - в ФФОМС, 2 422 рубля 20 копеек - ТФОМС). Также данным решением управлению предложено уплатить штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующие формы сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 27.02.2012 N 018/018/100-2012 налоговому органу предложено в срок до 15.03.2012 уплатить штрафы в сумме 24 222 рубля (21 101 рубль 80 копеек на страховую часть, 3 120 рублей 20 копеек на накопительную часть, 1 332 рубля в ФФОМС, 2 422 рубля 20 копеек в ТФОМС).
Не согласившись решением Пенсионного фонда, налоговый орган обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у фонда обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам вследствие чего почитал возможным применение положений пункта 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Третий арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части признания пункта 1 решения Пенсионного фонда недействительным - в части привлечения управления к ответственности в сумме 1 000 рублей.
В силу части 1 статьи 47 Закона о страховых взносах неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 4 статьи 17 Закона о страховых взносах если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени; представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Суды, удовлетворяя требования управления, пришли к выводу, что Пенсионным фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у него обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам вследствие чего почитал возможным применение положений пункта 1 части 4 статьи 17 Закона о страховых взносах.
Из материалов дела следует, что 24.01.2011 управлением в Пенсионный фонд представлен отчет по форме РСВ-1 за 2010 год.
После сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете, недостающие суммы обязательных платежей были уплачены, 22.02.2011 налоговым органом представлен уточненный расчет за 2010 год.
Согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
Фондом проведена выездная проверка налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов.
По результатам выездной проверки налогового органа был составлен акт от 07.12.2011 N 018/018/100-2011, в котором Пенсионный фонд отразил факт нарушения налоговым органом законодательства о страховых взносах, в том числе факт несвоевременного исчисления обязательных платежей в общей сумме 139 881 рубль.
Судами установлено, что платежным поручением от 16.12.2011 N 241398 налоговым органом погашена пеня на страховую часть трудовой пенсии в сумме 4 899 рублей 12 копеек, платежными поручениями от 19.12.2011 N 246933, N 246931, N 246932 налоговым органом погашены пени на накопительную часть трудовой пенсии, ФФОМС, ТФОМС в сумме 851 рубль 4 копейки, 367 рублей 19 копеек, 667 рублей 72 копейки соответственно.
Сумма пеней погашена налоговым органом после представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и после получения акта проверки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Закона о страховых взносах, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Частью 9 статьи 26 Закона о страховых взносах установлено, что в случае, предусмотренном частью 8 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Из материалов дела следует, что согласно уточненному отчету, по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод судов о том, что Пенсионным фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у него обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам.
Поскольку страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части пенсии перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на один счет территориального управления Федерального казначейства, поэтому переплата страховых взносов по одной из частей пенсии, перекрывающая неуплату страховых взносов по другой части, не приводит к непоступлению средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
На основании изложенного, с учетом того, что по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата в сумме 23 390 рублей, обоснованным является вывод судов о неправомерном привлечении налогового органа к ответственности по факту неправильного исчисления страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку пени за недоимку на страховую часть в сумме 4 899 рублей 12 копеек, на накопительную часть в сумме 851 рубль 04 копейки подлежали зачету в счет переплаты.
Правомерным является привлечение налогового органа к ответственности по части 1 статьи 47 Закона о страховых взносах за несвоевременное исчисление обязательных платежей на ФФОМС в сумме 6 660 рублей, на ТФОМС в сумме 12 111 рублей.
Между тем суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что размер примененного в рассматриваемом случае штрафа определен Пенсионным фондом без учета положений статьи 44 Закона о страховых взносах.
В силу части 4 статьи 44 Закона о страховых взносах обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из оспариваемого решения Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность управления за совершение правонарушения.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность налогового органа, финансирование деятельности налогового органа за счет средств бюджета, самостоятельное выявление ошибок в отчете и представление уточненного расчета, неправильно рассчитанные суммы страховых взносов уплачены до проведения проверки и представления уточненного расчета, уплата пеней до вынесения оспариваемого решения.
Поскольку статьей 44 Закона о страховых взносах не установлены пределы уменьшения сумм штрафов при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, суд апелляционной инстанции правомерно уменьшил размер штраф за совершенное правонарушение до 1 000 рублей и признал недействительным пункт 1 решения от 23.01.2012 N 018/018/100-2012 только в части привлечения налогового органа к ответственности за несвоевременную уплату обязательных платежей на ФФОМС и на ТФОМС в виде штрафа в сумме 2 754 рубля 20 копеек.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из оспариваемого решения, что Пенсионным фондом налоговому органу предложено уплатить штрафы (пункт 2.1.1 резолютивной части решения), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (пункт 2.1.2 резолютивной части решения), представить корректирующие формы сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год (пункт 2.1.3 резолютивной части решения).
Частью 9 статьи 39 Закона о страховых взносах установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, законодательством не предусмотрена возможность указания в решении на обязательное внесение исправлений в документы бухгалтерского учета плательщика страховых взносов.
При этом из решения не ясно, в какие именно документы и что конкретно необходимо в них внести.
На основании изложенного суд обоснованно признал недействительным пункт 2.1.1 резолютивной части решения как не соответствующий нормам Закона о страховых взносах.
Поскольку судом установлено, что после сдачи отчетности за 2010 год налоговым органом были выявлены ошибки в отчете, и затем был представлен уточненный расчет за 2010 год, в связи с чем указание Пенсионным фондом в описательной части решения, что нарушение выразилось в непредставлении налоговым органом корректирующих отчетов за 1, 2, 3 кварталы 2010 года правомерно признано судом не соответствующим выявленному нарушению.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2012 года по делу N А69-604/2012 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.