Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 августа 2012 года по делу N А33-1627/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лапина М.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Дунаева Л.А., Морозова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТЛК-Красноярск" (ОГРН 1102468022447, ИНН 2460222849; далее - ООО "ТЛК-Красноярск", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (ОГРН 1042441780050, ИНН 2460065850; далее - инспекция) о признании частично недействительными ее решений от 06.09.2011 N 176 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 06.09.2011 N 35/61 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 21.10.2011 N 121-0561.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-лесная компания" (ОГРН 1062460044261, ИНН 2460077020; далее - ООО "Транспортно-лесная компания").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 августа 2012 года по делу N А33-1627/2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, прочие услуги (возврат порожнего подвижного состава на станцию назначения, комиссионное вознаграждение третьих лиц), оказанные обществу в период с 01.01.2011, подлежат обложению по ставке 18 процентов. Вывод суда первой инстанции о невозможности оказания обществом услуг по возврату порожних вагонов в силу специфики транспортно-экспедиционной деятельности и отсутствия доказательств обратного не согласуется с нормами действующего законодательства и не соответствует обстоятельствам дела. Договорами с заказчиками предусмотрено, что ставка экспедитора включает в себя тариф на возврат порожних вагонов. Следовательно, стороны в договорах на оказание транспортно-экспедиционных услуг предусмотрели отдельно оплату стоимости услуг ОАО "РЖД" по возврату вагонов, приобретенных обществом, оплаченных обществом, далее выставленные к оплате обществом своим заказчикам в составе ставки экспедитора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв с 14 февраля 2013 года до 11 часов 40 минут 19 февраля 2013 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
После перерыва представители сторон в судебное заседание также не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.04.2011 ООО "ТЛК-Красноярск" в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 02.08.2011 N 2741 и вынесены решения от 06.09.2011 N 176 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом решения от 26.09.2011 N 176/1 об исправлении арифметической ошибки и опечатки) и от 06.09.2011 N 35/61 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (с учетом решения от 26.09.2011 N 35/1/61 об исправлении арифметической ошибки и опечатки).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 21.10.2011 N 12-0561 решения инспекции частично изменены: вывод инспекции о необходимости применения в отношении услуг по сертификации грузов ставки налога в размере 18 процентов признан несоответствующим законодательству. Обществу частично возмещен налог на добавленную стоимость.
Считая, что решения инспекции от 06.09.2011 N 176 и от 06.09.2011 N 35/61 в редакции решения управления частично нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующих для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:
- услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Устанавливая ставку 0 процентов по указанным выше операциям, законодатель исходил из необходимости снижения налогового бремени российских экспортеров для установления им преференций во внешней торговле и поддержания конкурентоспособности российских товаров на внешних рынках. Налогообложение по ставке 18 процентов операций по реализации услуг, необходимых для экспорта товаров, не способствует достижению названной цели Закона.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, признается перевозочным процессом.
В соответствии с условиями договоров общества с его контрагентами обеспечение клиента железнодорожными транспортными средствами (полувагонами, платформами) является элементом комплекса транспортно-экспедиционных услуг. Поэтому данные услуги являются непосредственно связанными с услугами по организации перевозок и транспортировкой товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а их реализация подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов на основании статьи 164 Кодекса.
Основанием для доначисления спорных сумм явились выводы инспекции о необоснованным исчисление обществом налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов относительно стоимости транспортно-экспедиционных услуг (услуг по возврату порожнего подвижного состава на станцию погрузки, комиссионному вознаграждению третьих лиц).
Судами установлено, что рамках договоров на транспортно-экспедиционные услуги от 01.09.2010 N ТЛК-01/1 и от 04.10.2010 N ТЛК-03/1, заключенными обществом с индивидуальным предпринимателем Бида П.С. и ООО "Бобр", обществом фактически были оказаны следующие услуги: оформление оплаты провозных платежей, дополнительных услуг, штрафов и иных сборов железной дороги за счет клиента; слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения; оказание содействия при переадресовке грузов, оплате и приобретению карантинного (фитосанитарного) сертификата.
В силу пункта 3.1 заключенных договоров для определения стоимости оказываемых экспедитором услуг используется ставка экспедитора, которая определяется и согласовывается сторонами в дополнительных соглашениях к договору. Ставка экспедитора включает в себя плату за обеспечение порожними вагонами и другие услуги в соответствии с пунктом 2.1 договора (в том числе плату за возврат вагона на станцию отправления и плату за оформление фитосанитарного сертификата). Указанным пунктом договоров на транспортно-экспедиционные услуги также предусмотрено, что провозные платежи, дополнительные сборы и штрафы не включаются в ставку экспедитора и оплачиваются за счет клиента из перечисленных им средств.
Соответствующими дополнительными соглашениями к договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание сторонами согласовывались ставки экспедитора, при этом стоимость услуг определялась из расчета ставки экспедитора, умноженной на количество предоставленных вагонов.
Обществом в ходе налоговой проверки по запросу инспекции представлены пояснения от 04.07.2011 N 16, согласно которым общество, разъясняя порядок формирования ставки экспедитора, указало на предельные величины невозмещаемых расходов по услугам возврата порожнего состава на станцию погрузки, по комиссионному вознаграждению третьих лиц, по сертификации грузов, по предоставлению вагонов.
Судами двух инстанций сделан вывод о том, что возврат обществом порожних вагонов, выплата обществом вознаграждения третьему лицу, привлеченному для обеспечения выполнения обязательств по договорам на транспортно-экспедиционные услуги, свидетельствуют о совершении обществом в целях исполнения обязательств перед ООО "Бобр" и индивидуальным предпринимателем Бида П.С. хозяйственных операций с иными хозяйствующими субъектами. Указанное обстоятельство означает наличие у общества расходов по оплате указанным лицам стоимости поставленных ими товаров (работ, услуг).
Инспекция в ходе камеральной налоговой проверки не установила подлинное экономическое содержание хозяйственных операций между обществом и организациями-экспортерами, что привело к ошибочному выводу о совершении обществом операций по возврату порожнего подвижного состава на станцию погрузки и по оплате комиссионного вознаграждения третьему лицу.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что общество в рамках договоров на транспортно-экспедиционные услуги от 01.09.2010 N ТЛК-01/1 и от 04.10.2010 N ТЛК-03/1 оказывало услуги, подлежащие в целях исчисления налога на добавленную стоимость налогообложению по ставке 0 процентов.
Принимая во внимание то обстоятельство, что сторонами согласован размер ставки экспедитора, факт оказания экспедитором комплекса услуг в расчете на каждый предоставленный им вагон подтвержден материалами дела, при этом инспекция не представила доказательств несоответствия предусмотренной договорами стоимости услуг рыночным ценам, суды пришли к выводу о том, что инспекция необоснованно в целях определения налогооблагаемой базы для исчисления налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов скорректировала в сторону уменьшения стоимость оказанных обществом услуг.
Полномочиями по переоценке доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 августа 2012 года по делу N А33-1627/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.