Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Брюхановой Т.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей администрации города Иркутска Пилипенко Елены Владимировны (доверенность от 26.12.2012), Климова Ивана Владимировича (доверенность от 04.10.2012), общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" Исаевой Вероники Викторовны (доверенность от 23.11.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2012 года по делу N А19-12594/12, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" (далее - ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция", общество, ОГРН 1043801011319, г. Иркутск), обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Иркутска от 09.12.2009 N 031-06-3841/9 "О предоставлении земельных участков ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" для строительства малоэтажной жилой застройки в Свердловском районе города Иркутска смежно с территорией садоводства "Ангара"; о признании договоров аренды земельных участков от 14.01.2010 N 4295, от 14.01.2010 N 4296, от 05.07.2010 N 4379, от 05.07.2010 N 4380, заключенных администрацией города Иркутска с ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция", недействительными в силу ничтожности; применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде двусторонней реституции, обязав арендатора - ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" вернуть арендодателю администрации города Иркутска земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000026:490, 38:36:000029:5119, а арендодателя - администрацию города Иркутска обязать возвратить ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" уплаченные по договорам аренды земельных участков от 14.01.2010 N 4295, от 14.01.2010 N 4296, от 05.07.2010 N 4379, от 05.07.2010 N 4380 денежные средства в сумме 21 879 464 рублей 12 копеек; о взыскании с администрации города Иркутска в пользу ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 437 589 рублей за период с 11.03.2012 по 09.06.2012.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года
решение суда от 27 августа 2012 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представители администрации считают судебные акты законными. Соответствующее обоснование приведено в отзыве.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2009 года N А19-9767/2008 заявленные ООО "ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" требования о признании незаконным бездействия администрации города Иркутска, выразившегося в невыполнении действий по принятию решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" в аренду земельных участков, площадью 125 197 кв. м кадастровый номер 38:36:000026:0489 и площадью 170 423 кв. м, кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки, удовлетворены.
Суд обязал администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении обществу в аренду сроком на пять лет земельных участков площадью 125 197 кв. м кадастровый номер 38:36:000026:0489 и площадью 170 423 кв. м кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки в двухнедельный срок с момента вынесения настоящего постановления.
Во исполнение указанного судебного акта администрацией города Иркутска принято постановление от 09.12.2009 N 031-06-3841/9 "О предоставлении из земель населенных пунктов обществу с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "ИркутскСтройРеконструкция" земельных участков: площадью 125197 кв.м с кадастровым номером 38:36:000026:0489 и площадью 170423 кв.м с кадастровым номером 38:36:000026:0490, расположенных в Свердловском районе города Иркутска смежно с территорией садоводства "Ангара", в аренду, сроком на 5 лет, для строительства малоэтажной жилой застройки".
Полагая, что указанным постановлением нарушены нормы действующего лесного и земельного законодательства, общество обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили лишь из того, что оспариваемое постановление администрации издано во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2009 года по делу N А19-9767/08-14, которое в силу Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит неукоснительному исполнению.
Между тем, суды не учли следующее.
Арбитражный суд первой инстанции при рассмотрении дела руководствовался положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, в частности, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200).
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В рамках дела N А19-9767/08-14 предметом рассмотрения судами являлось заявление ООО ФСК "ИркутскСтройРеконструкция" о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в невыполнении действий по принятию решения о предоставлении обществу в аренду земельных участков площадью 125 197 кв.м, кадастровый номер 38:36:000026:0489 и площадью 170 423 кв.м, кадастровый номер 38:36:000026:0490, расположенных смежно с садоводством "Ангара" в Свердловском районе города Иркутска для строительства малоэтажной жилой застройки.
Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом в удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июля 2009 года судебные акты нижестоящих судов отменены, требование общества удовлетворено, на администрацию возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу испрашиваемых земельных участков.
При этом в судебном акте суда кассационной инстанции не содержится фактической либо правовой оценки, каких-либо суждений и выводов о том, что предоставление обществу испрашиваемых земельных участков соответствует и не противоречит положениям водного, лесного, природоохранного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В этой связи выводы судов со ссылкой на Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются необоснованными, противоречат материалам дела и свидетельствуют о формальном применении судами пункта 2 части 4 статьи 170 и пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым в мотивировочной части решения должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, а в постановлении арбитражного апелляционного суда должны быть указаны мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Данное несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушение судами норм процессуального права, выразившееся в отсутствие правовой оценки всех доводов и доказательств лиц, участвующих в деле, могли привести к принятию неправильного решения, постановления, что в силу частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Указанные обстоятельства суд кассационной инстанции признает основанием для отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении; с учетом распределения обязанности доказывания дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам лиц, участвующих в деле, с учетом их позиции относительно заявленных требований; при необходимости предложить представить дополнительные доказательства относительно заявленных доводов и возражений, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2012 года по делу N А19-12594/12, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.