Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Скубаева А.И., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Дельта-М" - Ждановой Оксаны Дмитриевны (доверенность от 16.07.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта-М" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2012 года по делу N А19-3267/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Стрелков А.В., Даровских К.Н., Куклин О.А.),
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802082357, г. Усть-Кут) (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Дельта-М" (ОГРН 1023800530214, г. Иркутск) (далее - ООО "Дельта-М") с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании 611 133 рублей 48 копеек задолженности по арендной плате на основании договора аренды земельного участка от 14.12.2002 N 1234 за период с 21.10.2008 по 31.01.2012.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2012 года оставленным исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года зачтены в сумму задолженности по арендным платежам суммы, уплаченные ответчиком по платежным поручениям N 38 от 08.11.2011 и N 54 от 25.01.2012, решение суда первой инстанции изменено, с ООО "Дельта-М" в пользу истца взыскано 236 637 рублей 24 копейки арендной платы, в пользу Федерального бюджетного учреждения "Читинская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации 5400 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Дельта-М" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ООО "Дельта-М" Жданова О. Д. поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 20 минут 12 марта 2013 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, между администрацией Усть-Кутского муниципального образования (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Нефтеперерабатывающая компания" (арендатор), 16.12.2002 заключен договор N 1234 об аренде земельного участка из земель промышленности площадью 1,7242 га., с кадастровым N 38:18:000003:0001, расположенный по адресу: Усть-Кутское муниципальное образование в 200 м от восточной границы п. Заярново вниз по течению реки Лена для строительства и эксплуатации нефтебазы (пункт 1.1), на срок 18 лет (пункт 2.1)
Размер арендной платы за пользование участком составляет 101 358 рублей 13 копеек, арендная плата вносится арендатором за каждый квартал, не позднее 15.03., 15.06., 15.09., 15.11. текущего года (пункты 3.1, 3.2).
Пунктом 3.4 договора стороны пришли к соглашению о том, что размер арендной платы изменяется ежегодно путём корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в 3 года при изменении базовой ставки арендной платы. В том случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Договор аренды земельного участка от N 1234 от 16.12.2002 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационной надписью на договоре N 38-01/18-8/2002-341.
21.10.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Нефтеперерабатывающая компания" (арендатор) и ООО "Дельта-М" (новый арендатор) подписано соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 16.12.2002 N 1234.
В соответствии с пунктом 4 указанного соглашения земельный участок считается переданным арендатором и принят новым арендатором с момента подписания передаточного акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения.
Земельный участок передан новому арендатору по акту приёма-передачи от 21.10.2008.
В пункте 7 соглашения стороны приняли условие о том, что новый арендатор несёт обязанности по уплате арендной платы по договору аренды земельного участка от 16.12.2002 N 1234 с момента государственной регистрации соглашения.
Соглашение от 21.10.2008 зарегистрировано в установленном законом порядке 22.04.2009 (регистрационная надпись N 38-38-14/002/2009-517).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком в период с 21.10.2008 по 31.01.2012 обязательств по внесению арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 131, 164, 309, 389, 391, 433, 609, пунктом 1 статьи 614, пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходил из признания иска ответчиком и обоснованности исковых требований по праву.
Суд первой инстанции обосновано указал на то, что обязанность у ответчика по уплате арендной платы у ответчика возникла с момента передачи ему земельного участка по акту-приема передачи 21.10.2008.
Судом апелляционной инстанции назначена судебная почерковедческая экспертиза, по результатам которой установлено, что подпись от имени директора "ООО "Дельта-М" Черниговского М.Е. в заявлении о признании исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выполнена иным лицом.
Руководствуясь статьями 309, 310, пунктами 1,2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 22, статей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", суд апелляционной инстанции признал правомерным произведенный истцом расчет арендной платы.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Как следует из пояснений истца к расчету (т.1, л.д. 60) размер арендной платы рассчитывался следующим образом: 17 242 кв. м (площадь участка) * 14,48 (кадастровая стоимость земельного участка на основании Постановления Правительства Иркутской области от 03.02.2009 N 15-ПП) * 1,5% (ставка арендной платы на основании Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участком, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па в редакции постановления Правительства Иркутской области N 31-пп от 18.02.2009) * 50 (коэффициент на основании решения Думы Усть-Кутского муниципального образования N 2243 от 29.12.2008) = 187 248 рублей 12 копеек в год.
В нарушение требований части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции в мотивировочной части решения не дана оценка обоснованности формулы расчета (с учетом установленной категории земельного участка) и правильности примененных в ней значений кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, изложенным в постановлении N 582, при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Однако, суд апелляционной инстанции не оценил Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участком, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па и Постановление Правительства Иркутской области от 03.02.2009 N 15-ПП на соответствие их Постановлению N 582 с 04.08.2009.
Исчисление размера арендной платы до начала действия Постановления N 582 также должно быть проверено на соответствие нормативным правовым актам, действующим в спорный период. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2012 года по делу N А19-3267/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года по тому же делу приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть все изложенное в постановлении, дать оценку нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, исследовать вопрос о том, в каком размере у ответчика возникла обязанность оплаты за пользование земельным участком, в соответствии с условиями, заключенного договора, и с учетом имеющихся в деле платежных документов, проверить наличие задолженности по арендным платежам, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2012 года по делу N А19-3267/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2012 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.О. Зуев |
Судьи |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.