Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Левошко А.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области Лемзяковой Натальи Николаевны (доверенность от 14.12.2012), общества с ограниченной ответственностью "Киренсклес" Мальцевой Евгении Александровны (доверенность от 27.12.2012
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года по делу N А19-12236/2012 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Верзаков Е.И., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киренском районе Иркутской области (ОГРН 1023802599908, далее - Пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Киренсклес" (ОГРН 1103818001715, далее - ООО "Киренсклес", общество) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в сумме 809 513 рублей 70 копеек.
Решением Арбитражного суд Иркутской области от 13 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены частично в сумме 404 756 рублей 85 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных управлением требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательство о страховых взносах не устанавливает запрета для органа контроля за уплатой страховых взносов на повторное рассмотрение материалов проверки и вынесение соответствующего решения о привлечении к ответственности, если имеют место быть нарушения законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации со стороны страхователя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Пенсионным фондом установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 квартал 2011 года представлены ООО "Киренсклес" 03.10.2011, при установленном законом сроке - не позднее 15.08.2011.
По результатам проверки фондом составлен акт N 106 от 05.10.2011 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Решением от 18.11.2011 N 60 общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) за несвоевременное представление в органы Пенсионного фонда индивидуальных сведений за 2 квартал 2011 года в виде штрафа в сумме 809 513 рублей 70 копеек.
В акте N 106 от 05.10.2011 имеется указание на назначение рассмотрения акта на 03.11.2011, акт вручен 26.10.2011 руководителю общества Раткевич И.С. Рассмотрение акта N 106 от 05.10.2011 произведено в отсутствие представителя страхователя.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.12.2011 N 33 обществу предложено уплатить наложенный штраф до 10.01.2012.
Из представленного в материалы дела списка заказных писем от 13.12.2011 следует, что требование направлено ООО "ТСЛК" филиал "Киренсклес" по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочая, 2а, офис 411.
Письмом от 23.01.2012 N ИФ-10-3/255, направленным в адрес общества 25.01.2012, управление отзывает решение о привлечении лица к ответственности N 60 от 18.11.2011 и требование N 33 от 09.12.2011, известив о том, что по вышеуказанным документам взыскание производиться не будет.
Письмом от 01.02.2012 N ИФ-10/07-478 управление известило общество о том, что рассмотрение акта N 106 от 05.10.2011 (нарушение сроков сдачи отчетности за 2 квартал 2011 года) состоится в 11 часов 00 минут 09.02.2012.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки N 106 от 05.10.2011, письменных возражений по акту камеральной проверки, поступивших в Пенсионный фонд 07.12.2011, при участии уполномоченного представителя общества, руководителем Пенсионного фонда принято решение N 1 от 09.02.2012, согласно которому общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете) за несвоевременное представление в органы Пенсионного фонда индивидуальных сведений за 2 квартал 2011 года в виде штрафа в сумме 809 513 рублей 70 копеек.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2 от 29.02.2012, направленным обществу по почте заказным письмом 01.03.2012, обществу предложено в срок до 22.03.2012 уплатить штраф в сумме 809 513 рублей 70 копеек.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке и в установленный срок указанного требования, Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования Пенсионного фонда, исходил из правомерности привлечения общества к ответственности. Между тем, установив, что Пенсионным фондом при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности не исследован вопрос о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, дал оценку заявленным обществом обстоятельствам, признал их смягчающими и применил положения части 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), снизив размер штрафа в два раза.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных управлением требований в полном объеме, пришел к выводу о повторном привлечении общества к ответственности, что не основано на законе.
Согласно статье 3 Закона о страховых взносах контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете).
Следовательно, последним днем представления расчета за 2 квартал 2011 года является 15.08.2011.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о страховых взносах непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом 16.08.2011 по каналам связи система "Контур-экстерн" в Пенсионный фонд представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2 квартал 2011 года.
В представленном обществом расчете Пенсионным фондом выявлены ошибки, в результате чего сформирован и отправлен страхователю отрицательный протокол для устранения расхождений.
Окончательно индивидуальные сведения общества приняты Пенсионным фондом 03.10.2011.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что обществом в нарушение пункта 1 части 9 статьи 15 Закона о страховых взносах при установленном сроке представления не позднее 15.08.2011 расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2 квартал 2011 года фактически представлен 16.08.2011.
В соответствии со статьей 53 Закона о страховых взносах каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
Из содержания статьи 56 Закона о страховых взносах следует, что по итогам рассмотрения жалобы на акт органа контроля за уплатой страховых взносов вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт органа контроля за уплатой страховых взносов;
3) отменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что Законом о страховых взносах строго регламентирована процедура привлечения к ответственности плательщиков страховых взносов, основания и порядок проведения проверок, оформления и рассмотрения их результатов и принятия решений, порядок обжалования принятых органом контроля решений.
Статьей 56 Закона о страховых взносах установлен исчерпывающий перечень возможных решений вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов. При этом в случае отмены или изменения решения, вышестоящий орган должен вынести новое решение по существу или прекратить производство по делу о правонарушении. Иного законом не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Закон о страховых взносах не предоставляет право вышестоящему органу контроля за уплатой страховых взносов в рамках рассмотрения им жалобы плательщика страховых взносов на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, не вынося нового решения, направить материалы дела на повторное рассмотрение в нижестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов, а также не предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов по результатам рассмотрения вышестоящим органом жалобы плательщика страховых взносов проводить новую камеральную проверку и выносить новое решение о повторном привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отклонил довод Пенсионного фонда о том, что принятие решения о привлечении к ответственности по результатам повторного рассмотрения материалов проверки является формой реализации решения вышестоящего органа контроля и не является повторным привлечением общества к ответственности за одно и тоже правонарушение, не основан на нормах права.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года по делу N А19-12236/2012 Арбитражного суда Иркутской области основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2012 года по делу N А19-12236/2012 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.