Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании:
- 04.04.2013 - представителя Администрации г. Иркутска Баторова Василия Николаевича (доверенность от 04.10.2012),
- 04.04.2013 и 11.04.2013 - представителя общества с ограниченной ответственностью "С-Микро" Жиряковой Юлии Степановны (доверенность от 23.11.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Иркутска на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2012 года по делу N А19-8613/2012 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ячменев Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С-Микро" (ОГРН 1103850004026, г. Иркутск, далее - ООО "С-Микро", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, г. Иркутск, далее - администрация) о признании недействительным решения от 3 апреля 2012 года об отказе в удовлетворении заявления ООО "С-Микро" об утверждении схемы расположения земельного участка и об обязании устранить допущенные нарушения прав путем утверждения в месячный срок схемы расположения земельного участка площадью 4 116 кв. м согласно приложенному каталогу координат границ земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2012 года решение суда отменено, принят новый судебный акт, которым решение Администрации города Иркутска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженное в письме от 3 апреля 2012 года N 505-70-6149/12, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Администрация города Иркутска обязана судом апелляционной инстанции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "С-Микро".
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, особенностью объекта незавершенного строительства является то, что данный объект не может быть использован в качестве здания, строения или сооружения, поскольку он не введен в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится на этапе строительства. Исходя из этого, заявление о предоставлении земельного участка под объект незавершенного строительства не может соответствовать цели предоставления земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации - использование и эксплуатация объекта капитального строительства. В этой связи ссылка суда апелляционной инстанции на статью 36 Земельного Кодекса Российской Федерации является необоснованной. В связи с тем, что у Администрации г. Иркутска отсутствуют полномочия по предоставлению земельного участка, испрашиваемого заявителем, отказ, изложенный в письме от 03.04.2012 N 505-70-6149/12, не может нарушать прав и законных интересов ООО "С-Микро".
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По делу объявлялся перерыв до 11.04.2013.
Представители сторон поддержали в судебном заседании 04.04.2013 свои доводы и возражения. После перерыва представитель администрации в судебном заседании не участвовал, представитель общества просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником объекта незавершенного строительства площадью застройки 580 кв. м, назначение не определено, степень готовности 11 %, инв. N 25:401:001:200587670, лит. А, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 декабря 2011 года серии 38 АД N 656514 (т. 1, л.д. 13).
Право собственности на указанный объект недвижимого имущества приобретено ООО "С-Микро" на основании договора купли-продажи от 22 ноября 2011 года N 2/11-11 (т. 1, л.д. 14-15).
2 февраля 2012 года ООО "С-Микро" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку г. Иркутска (далее - КУМИ) с заявлением N 1435 об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду сроком на 5 (пять) лет или в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, площадью 4 116 кв. м под завершение строительства и дальнейшую эксплуатацию административно-производственного здания (т. 1, л.д. 33).
29 февраля 2012 года дополнительно представило учредительные и регистрационные документы (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, приказ о назначении директора, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, протокол N 2, устав), выписку из ФРС на земельный участок под объект незавершенного строительства, копию паспорта представителя (т. 1, л.д. 34).
11 марта 2012 года ООО "С-Микро" обратилось в КУМИ с уточненным заявлением, в котором просило утвердить схему расположения земельного участка площадью 4 116 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов в Октябрьском районе г. Иркутска, по ул. Байкальской, под объект незавершенного строительства (т. 1, л.д. 57).
Письмом от 3 апреля 2012 года N 505-70-6149/12 Администрация в лице КУМИ отказала обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская под объект незавершенного строительства (т. 1, л.д. 35-36).
В качестве основания отказа администрация указала на то, что исключительное право на приватизацию земельного участка имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. При этом общество не подтвердило фактическое использование всей площади испрашиваемого земельного участка 4 116 кв. м, тогда как при обследовании было установлено, что объект незавершенного строительства представляет собой полуразрушенный фундамент площадью застройки 580 кв. м.
Считая, что отказ в утверждении схемы расположения земельного участка противоречит законодательству, а также нарушает его права и законные интересы, ООО "С-Микро" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у общества права на преимущественное приобретение в аренду спорного земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком и оснований для рассмотрения заявления общества об утверждении схемы земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ООО "С-Микро" как собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, обладает преимущественным правом на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка и общество в целях реализации такого права обратилось с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду и об утверждении схемы расположения земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Такой порядок предусмотрен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, судом апелляционной инстанции обоснованно сделана ссылка на положения данной статьи.
В этой связи, учитывая, что в рассматриваемом случае право собственности общества на объект незавершенного строительства зарегистрировано 12 декабря 2011 года (свидетельство серии 38 АД N 656514), суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, уведомлением Управления Росреестра по Иркутской области от 28 февраля 2012 года N 01/019/2012-386 и сторонами не оспаривается.
Согласно норме пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения.
В период подачи обществом заявления о предоставлении земельного участка на территории города Иркутска применялся Порядок прохождения документов при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденный решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 (отменен решением Думы города Иркутска от 28.04.2012 N 005-20-340550/2), пунктом 1 которого предусматривалось, что решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения (за исключением капитальных гаражей, находящихся в собственности граждан), принимается постановлением администрации города Иркутска.
В настоящее время в соответствии с пунктами 2.9 и 3 статьи 42 действующего Устава города Иркутска, принятого решением Городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4, Администрация города в соответствии с порядком, установленным городской Думой, осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом.
Администрация города осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными и областными законами к компетенции органов местного самоуправления и не отнесенные указанными законами и настоящим Уставом к компетенции других органов местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что ООО "С-Микро" как собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, обладает преимущественным правом на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка и общество в целях реализации такого права обратилось с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду и об утверждении схемы расположения земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2012 года по делу N А19-8613/2012 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Брюханова |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.