Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 года по делу N А58-4299/2012 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ячменёв Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Камелёк" (г. Якутск, ОГРН: 1111435010280) (далее - ООО "Камелёк", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Окружной администрации г. Якутска (г. Якутск, ОГРН: 1031402045124) (далее - администрация) о признании недействительным отказа Управления земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 26.04.2012 N 5546 в предоставлении земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 года решение суда отменено. По делу принят новый судебный акт о признании отказа, изложенного в письме от 26.04.2012 N 5546, незаконным и об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Камелёк".
Окружная администрация г. Якутска обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права и оставить решение суда первой инстанции в силе.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обществу обоснованно отказано в предоставлении земельного участка, поскольку ООО "Камелёк" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства многоквартирного жилого дома. В силу положений пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Камелёк" считает её доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает на то, что заявка была подана на предоставление земельного участка через торги, по единой установленной администрацией форме.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет от 30.03.2013), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 18.04.2012 ООО "Камелёк" обратилось в Окружную администрацию г. Якутска, через ГАУ "МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)", с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Петра Алексеева, с целью строительства многоквартирного жилого дома с соцкультбытом, примерной площадью 500 кв. м, приложив к заявлению документы (учредительные документы, топосъёмка, фотография земельного участка, сведения ИСОГР, доверенность представителя, кадастровый план).
Администрация письмом от 26.04.2012 N 5546 со ссылкой на статью 7 Нормативного правового акта от 15.02.2012 N 50-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (далее - нормативный правовой акт N 50-НПА) отказала обществу в предоставлении упомянутого земельного участка без проведения торгов.
Общество, полагая, что названный отказ не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый отказ администрации соответствует требованиям статьи 7 нормативного правового акта N 50-НПА и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт о признании отказа администрации от 26.04.2012 N 5546 незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что правила, установленные статьёй 7 нормативного правового акта N 50-НПА, не применимы к рассматриваемым правоотношениям; у администрации не было законных оснований отказывать заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, только по тем основаниям, что нормативным правовым актом N 50-НПА не предусмотрен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков под строительство с предварительным согласованием мест размещения объекта, кроме, как только путем проведения торгов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению, по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2 статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2 статьи 30 Кодекса).
Якутская городская Дума нормативным правовым актом от 15.02.2012 N 50-НПА определила порядок осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа "город Якутск".
Если иное не вытекает из земельного законодательства, управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеют право распоряжаться органы местного самоуправления, осуществляются в порядке, установленном для управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности городского округа "город Якутск" (часть 1 статьи 1 нормативного правового акта N 50-НПА).
Согласно части 1 статьи 7 нормативного правового акта N 50-НПА на территории городского округа "Город Якутск" предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах или аукционах); установлены случаи (исключения), предусматривающие предоставление земельных участков без торгов.
Из материалов дела видно, что Окружная администрация г. Якутска, рассмотрев заявление общества и установив, что предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства не подпадает под случаи, предусмотренные частью 1 статьи 7 нормативного правового акта N 50-НПА, отказала обществу в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Как посчитал суд апелляционной инстанции, Окружной администрацией г. Якутска при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка не было учтено установленное Земельным кодексом Российской Федерации общее правило о праве предоставления гражданам и юридическим лицам земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, без проведения торгов, которое не может быть исключено земельным законодательством субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С учётом положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела счёл неприменимыми к спорным правоотношениям положения части 1 статьи 7 нормативного правового акта N 50-НПА, признав, что у администрации не было оснований для отказа в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта со ссылкой на статью 7 нормативного правового акта N 50-НПА.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы суда апелляционной инстанции, ссылается на то, что общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, а согласно пункту 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется только на аукционах, в связи чем администрация правомерно отказала обществу в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Довод заявителя кассационной жалобы проверен, однако не может быть учтён в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как видно из оспариваемого отказа от 26.04.2012 N 5546, правовым основанием отказа в предоставлении земельного участка указана статья 7 нормативного правового акта N 50-НПА, а не статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пунктами 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, установив, что земельный участок мог быть предоставлен только на торгах, администрация, в силу требований пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и с учётом статьи 8 нормативного правового акта N 50-НПА, должна была организовать проведение работ по формированию земельного участка; провести торги (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, а не отказывать обществу в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 года по делу N А58-4299/2012 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.