г. Иркутск |
|
16 мая 2013 г. |
N А78-683/2012 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Бурковой О.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" Горбенко Ольги Сергеевны (доверенность от 07.03.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 декабря 2012 года по делу N А78-683/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Малышев Л.В.; суд апелляционной инстанции: Стрелков А.В., Клепикова М.А., Оширова Л.В.),
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН1087536008801, далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" (ОГРН1027501156473, далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 1 057 775 рублей 49 копеек, пени в сумме 123 413 рублей 55 копеек за период с 15.09.2011 по 01.02.2012.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 декабря 2012 исковые требования департамента удовлетворены частично. С общества в пользу департамента взыскано 864 384 рубля 89 копеек основного долга, 485 36 рублей 60 копеек пени, всего - 912 921 рубль 49 копеек.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять в отмененной части новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение методики расчета, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, вопреки условиям заключенного договора аренды земельного участка противоречит принципу предсказуемости арендной платы, нарушает баланс частных и публичных интересов, принцип правовой определенности, экономической обоснованности арендной платы.
Департамент о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа "Город Чита" и обществом с ограниченной ответственностью "Феррит ЛТД" заключен договор аренды земельного участка от 25.12.2007 N 804/07 сроком до 01.12.2011, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 75:32:0:0025, площадью 4 995 кв.м, местоположение которого установлено: г.Чита, Железнодорожный административный район, ул. Онискевича, 17-а.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.04.2009 (уведомление о государственной регистрации договора аренды N 01/011/2009-130).
В силу пункта 2.3 договора размеры арендной платы могут изменяться в случаях изменения установленных централизованных ставок и в других случаях, предусмотренных нормативными актами.
Арендные платежи начинают исчисляться с 01.01.2008 (пункт 2.4).
Арендная плата вносится ежеквартально в сроки до: 15.03., 15.06., 15.09., 15.12. каждого года (пункт 2.5).
Расчёт арендной платы производится на основании постановления мэра города Читы "Об утверждении положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в муниципальном образовании городской округ "Город Чита" в новой редакции" от 26.12.2005 N 322.
В пункте 5.2 договора стороны согласовали условие о неустойке (пени) в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки внесения арендной платы.
Истец на основании договора от 25.12.2007 N 804/07 предоставил ответчику в аренду земельный участок общей площадью 4 995 кв.м, в том числе:
- участок N 1 площадью 609 кв.м. для организации хозяйственной зоны;
- участок N 2 площадью 858 кв.м для обслуживания и использования микрорынка;
- участок N 3 площадью 1898 кв.м для строительства торгового комплекса;
- участок N 4 площадью 1 630 кв.м для организации благоустройства и реконструкции пешеходно - торговой зоны.
05.03.2011 от ООО "Феррит ЛТД" в адрес Департамента поступило заявление о намерении расторгнуть договор аренды от 25.12.2007 N 804/07.
16.06.2011 на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 11.04.2011 N 1532/р было подготовлено соглашение о расторжении договора, 3 экземпляра соглашения были вручены директору ООО "Феррит ЛТД" - 20.07.2011, которое ответчик отказался подписать, ссылаясь на существенное увеличение размера арендной платы.
Ссылаясь на положения постановления Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 о пересмотре размера арендной платы в связи с актуализацией кадастровой стоимости земельных участков, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края при составлении соглашения о расторжении договора увеличил размер арендной платы за период с 01.12.2008 по 13.02.2011, предъявив его к оплате, применив к расчёту арендной платы "Порядок определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Забайкальского края", утверждённый постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49 (далее - Постановление от 21.10.2008 N 49), а не согласованную в договоре методику.
Истцом при расчёте задолженности за спорный период применена формула - АП = КС * К, где
АП - размер годовой арендной платы за земельный участок;
КС - кадастровая стоимость земельного участка (КС=УПКхS);
S - площадь земельного участка;
К - расчётный коэффициент, применяемый при расчёте арендной платы за земельный участок, исходя из принадлежности земельного участка к соответствующей экономической зоне (в случае если земельный участок находиться в нескольких экономических зонах, то коэффициент для расчёта арендной платы за земельный участок применяется как средний арифметический).
Отказ арендатора от оплаты образовавшейся задолженности в соответствии с Постановлением от 21.10.2008 N 49 послужил основанием для обращения истца в Арбитражный суд Забайкальского края с иском о взыскании задолженности по арендным платежам и пени.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования департамента, руководствовался статьями 8, 309, 330, пунктом 1 статьи 425, пунктом 3 статьи 433, 606, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, "Порядком определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, в том числе земельные участки, части земельных участков, находящиеся в собственности Забайкальского края, а также земельные участки, государственная собственность на которые, не разграничена на территории Забайкальского края, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчёта, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом Забайкальского края от 18.03.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, является Департамент.
Расчёт арендной платы с 2009 года производится в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Судами установлено, что расчёт размера арендной платы произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 21.10.2008 N 49, исходя из кадастровой стоимости земельного участка и расчётного коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования.
Довод кассационной жалобы о том, что изменение методики расчёта аренды и её размера противоречит принципам экономической обоснованности, предсказуемости определения арендной платы, являлся предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 587, судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемая базовая ставка арендной платы установлена обоснованно, использованные истцом методики и формулы не противоречили требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Распоряжением мэра города Читы от 02.08.2005 N 1643-Р ООО "Феррит ЛТД" было предварительно согласовано место размещения торгового комплекса, утверждён акт выбора земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка определена и утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116, кадастровая стоимость всего земельного участка составила 43 033 781 рубль 91 копейка.
Арендная плата согласно подпункту "д" пункта 3 "Правил определения размера арендой платы, порядок, условия и сроков арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, соответственно составит - 860 675 рублей 63 копейки (43 033 781, 91 руб. х 2%), что больше арендной платы спорного земельного участка - 684 030 рублей 23 копейки, подлежащей начислению, в соответствии с Порядком, утверждённым Постановлением от 21.10.2008 N 49.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 декабря 2012 года по делу N А78-683/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.