г. Иркутск |
|
28 мая 2013 г. |
N А19-5423/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 28 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии представителя открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" - Бичевиной Надежды Васильевны (доверенность от 11.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2012 года по делу N А19-5423/2012 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, г. Москва, далее - ОАО "Россельхозбанк", банк) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Иркутска (ОГРН 1023801428738, г. Иркутск, далее - фонд) о признании незаконным решения от 24.02.2012 N 4.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2013 года, заявление удовлетворено.
Судебные акты приняты со ссылками на статьи 2 (часть 5), 4 (части 1-2, 6), 24 (часть 1), 42, 43, 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьи 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", пункты 1, 4 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 296п, пункты 3.1, 3.2, 3.4, 3.6 Положения о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счёта, об изменении реквизитов счёта, утверждённого Банком России 07.09.2007 N 311-П, пункты 1.1, 1.2 Положения о порядке сообщения банком в электронном виде органу контроля за уплатой страховых взносов об открытии или о закрытии счёта, об изменении реквизитов счёта, утверждённого Банком России 15.11.2010 N 361-П.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности наличия вины банка в несвоевременном поступлении контролирующему органу сообщения об открытии плательщиком страховых взносов расчётного счёта и незаконности в связи с этим принятия фондом решения о привлечении банка к ответственности.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Фонд не согласен с выводом судов об отсутствии вины банка в позднем получении контролирующим органом информации об открытии клиентом расчётного счёта, поскольку полагает, что направление сообщения, в случае непринятия его из-за программной ошибки, за пределами установленного пятидневного срока, не может считаться "своевременным уведомлением" и основанием для освобождения от предусмотренной ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Присутствующий в судебном заседании представитель ОАО "Россельхозбанк" доводы кассационной жалобы отклонил, сославшись на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещён (уведомление о вручении почтового отправления N 07081), однако своих представителей в судебное заседание не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, при проведении камеральной проверки фондом установлено, что сообщение ОАО "Россельхозбанк" об открытии 30.09.2011 расчётного счёта плательщиком страховых взносов - индивидуальным предпринимателем Пискуновой Татьяной Витальевной получено от банка 13.10.2011, то есть за пределами пятидневного срока с даты открытия счёта.
По результатам проверки фондом составлен акт от 08.12.2011 N 4 и принято решение от 24.02.2012 N 4 о привлечении банка к ответственности по части 1 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 40 000 рублей на основании статьи 49 указанного Закона.
Банк, полагая, что принятое фондом решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверив соответствие выводов арбитражных судов установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ банки обязаны сообщать об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия (закрытия) или изменения реквизитов. Порядок сообщения банком об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена статьёй 49 Федерального закона N 212-ФЗ, в силу которой несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счёта, об изменении реквизитов счёта организации, индивидуального предпринимателя влечёт взыскание штрафа в размере 40 000 рублей.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признаётся виновно совершённое противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое указанным законом установлена ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признаётся лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Таким образом, о наличии и форме вины должен свидетельствовать тот факт, что лицо, привлекаемое к ответственности, не предпринимало все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения соответствующей обязанности, предусмотренной Федеральным законом N 212-ФЗ, а также то обстоятельство, что лицо не проявляло должной заботливости и разумной степени осмотрительности во время исполнения обязанности.
Арбитражные суды исследовали и оценили имеющиеся в деле доказательств, доводы и возражения сторон и представленные в их обоснование доказательства и установили, что 30.04.2008 ОАО "Россельхозбанк" заключило с Центробанком России договор N 671 о передаче-приёме отчётности в виде электронных сообщений, снабженных кодом аутентификации (т. 1 л. 23-29); расчётный счёт для индивидуального предпринимателя Пискуновой Т.В. открыт банком 30.09.2011, при этом первоначальное электронное сообщение об открытии счёта с присвоением номера 3349006611003329,200 направлено с использованием средств телекоммуникаций 03.10.2011, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ.
Между тем сообщение не принято в связи с наличием программной ошибки 201 "Файл не расшифровался", причиной которой послужила ошибка 6 "Ключ не найден (или искажен)".
12.10.2011 банком направлено повторное электронное сообщение об открытии расчётного счёта, в ответ на которое получен отчёт об отказе принять сообщение по причине наличия ошибки 018 "Недопустимое значение реквизита. Отсутствует исходное (первичное) сообщение (открытие) для корректировки", возникшей в связи с автоматическим проставлением программой в наименовании сообщения значения "002" вместе "001" (реквизит ККС).
13.10.2011 банком вновь направлено электронное сообщение (третье по счёту), которое было принято с указанием на отсутствие каких-либо программных ошибок.
Содержание сообщений, направленных банком контролирующему органу от 3, 12 и 13 октября 2011 года идентичны (т. 1 л. 18-22).
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о своевременном направлении ОАО "Россельхозбанк" информации контролирующему органу и её получение органом лишь 13.10.2011, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины банка, наличие которой является обязательным условием привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом N 212-ФЗ.
Вывод арбитражных судов о том, что ОАО "Россельхозбанк" предприняты необходимые, своевременные и достаточные меры при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, основан на правильном применении норм материального права и является верным.
Наличие несоответствий или противоречий в выводах судов установленным обстоятельствам либо имеющимся в деле доказательствам, кассационным судом не установлено.
Неполного установления обстоятельств, подлежащих исследованию и оценке для правильного рассмотрения дела, судами не допущено.
Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного толкования норм материального права арбитражными судами не допущено, в связи с чем соответствующий довод фонда отклоняется как несостоятельный.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов о незаконности решения фонда со ссылкой на отсутствие вины банка по существу направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2012 года по делу N А19-5423/2012 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.