г. Иркутск |
|
20 июня 2013 г. |
N А19-16100/2012 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Брюхановой Т.А., Зуева А.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Черемушка" Ерошкиной Снежаны Владимировны (доверенность от 08.08.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черемушка" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2012 года по делу N А19-16100/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Басаев Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Черемушка" (ОГРН 1023802528529, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, далее - агентство, ответчик) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной истцом арендной платы в части, превышающей минимальные ставки арендной платы по договору аренды лесного участка N 21/8 от 24.11.2008 в сумме 1 442 784 рубля 80 копеек, представить в Управление Федерального казначейства по Иркутской области поручение о возврате излишне уплаченной арендной платы в части, превышающей минимальные ставки арендной платы по договору аренды лесного участка N 21/8 от 24.11.2008 в сумме 1 442 784 рубля 80 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству (ОГРН 1083818000067), Министерство финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2012 года исковые требования общества удовлетворены частично.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в обжалуемой части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно применен срок исковой давности, поскольку судами недостаточно и не в полном объеме изучены полномочия должностных лиц, действия которых направлены на подписание юридически значимых документов (претензий).
В отзыве на кассационную жалобу агентство считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 11.11.2003 Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Иркутской области провело лесной конкурс, по результатам которого победителем признано ООО "Черемушка".
В соответствии с пунктом 3.1 протокола N 2 результатов лесного конкурса от 11.11.2003 общество приняло на себя обязательство вносить арендную плату в сумме 100 000 рублей, что больше стартовой 386 800 рублей в год. Общий размер арендной платы составит 486 800 рублей. При изменении ставок арендной платы, общество обязуется вносить арендную плату, увеличенную на 100 000 рублей.
Между Казачинско-Ленским лесхозом и обществом заключен договор аренды участка лесного фонда "Гаревая" от 05.01.2004.
Договор аренды участка лесного фонда "Гаревая" от 05.01.2004 зарегистрирован Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области 09.08.2004 за N 38-01/07-1/2004-514.
На основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", договор аренды участка лесного фонда "Гаревая" от 05.01.2004 приведен в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.
На основании Приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 24.11.2008 N 1053-апр "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ООО "Черемушка" 24.11.2008 между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству (далее - ТУ АЛХ Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству) и обществом заключен договор аренды лесного участка N 21/8, в соответствии с условиями которого ТУ АЛХ Иркутской области по Казачинско-Ленскому лесничеству передало в пользование общества по акту приема-передачи от 24.11.2008 лесной участок, а общество приняло на себя обязательство по возмещению арендной платы за предоставленный ему на праве аренды лесной участок площадью 18 568 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, Казачинско-Ленское лесничество (ранее Казачинско-Ленский лесхоз), Казачинское участковое лесничество, "Карнауховская дача" (ранее Казачинско-Ленский лесхоз), Казачинское участковое лесничество, "Карнауховская дача" (ранее Карнауховское лесничество), кварталы NN: 12-16, 29, 30, 35-39, 47-52, 58-60, 70-74 эксплуатационные леса (ранее леса третьей группы). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
Договор аренды лесного участка N 21/8 от 24.11.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 24.12.2008 за N38-38-14/015/2008-494.
Пунктами 5, 6. договора аренды лесного участка N 21/8 от 24.11.2008 установлено, что арендная плата по настоящему договору составляет 1 429 880 рублей в год, которую арендатор обязан вносить ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
В соответствии с пунктом 7 договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае изменения Правительством Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, арендодатель производит перерасчет арендной платы, о чем уведомляет арендатора в письменной форме с приложенным расчетом арендной платы.
Основанием для обращения в Арбитражный суд Иркутской области с исковыми требованиями об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы в сумме 1 442 784 рубля 80 копеек, явилось применение ответчиком повышающего коэффициента 2,0 в начислениях за 2007, 2008 годы, первое полугодие 2009 года арендной платы в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
Арбитражный суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, применил срок исковой давности по заявлению ответчика в части возврата суммы, излишне внесенной в бюджет Иркутской области в сумме 1 240 737 рублей. Суд установил, что истец обратился с иском в суд 13.08.2012, а все платежные поручения, кроме платежного поручения N 135 от 23.11.2009, датированы за пределами трехлетнего срока исковой давности. Истцу было известно о результатах аукциона и дате вступления в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, соответственно, ему было известно о нарушении своих прав на дату внесения арендных платежей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы арбитражных судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На момент заключения договора аренды участка лесного фонда от 05.01.2004 арендные правоотношения сторон регламентировались нормами Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, в силу статьи 103 которого арендная плата определялась на основе ставок лесных податей.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
В 2006 году принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, который введен в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - VI и Особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей относилось к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс Российской Федерации предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
Подпунктом "в" пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб.метров на 1 гектар.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ставки платы на единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2088 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанции правильно исходили из того, что арендодатель, принимая в внимание пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 7 договора аренды лесного участка N 21/8 от 24.11.2008 должен был при расчете арендной платы в 2007-2008 годах руководствоваться указанными актами, исчисляя минимальный размер арендной платы, на который начислять 100 000 рублей конкурсного превышения, согласно протоколу результатов лесного конкурса N 2 от 11.11.2003.
Принимая во внимание, что у ответчика отсутствовали обязанности уплачивать арендную плату в части превышения минимального размера арендной платы в бюджет субъекта Российской Федерации, кроме суммы в размере 100 000 рублей, судами обоснованно установлена переплата в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 1 422 784 рублей 80 копеек.
Довод кассационной жалобы о не правомерном применении судами срока исковой давности, не принимается судом кассационной инстанции.
Ответчиком в суде заявлено о применении срока исковой давности к исковым требованиям в части возврата суммы, излишне внесенной в бюджет Иркутской области, в размере 1 240 737 рублей по платежным поручениям, датированным ранее даты - 23.11.2009.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Суды обоснованно исходили из того, что истцу было известно о результатах аукциона и дате вступления в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, соответственно, ему было известно о нарушении своих прав на дату внесения арендных платежей.
Довод кассационной жалобы о том, что срок исковой давности прерывался, являлся предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2012 года по делу N А19-16100/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Первушина |
Судьи |
Т.А. Брюханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.