г. Иркутск |
|
24 июня 2013 г. |
N А78-8980/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Противопожарная служба Забайкальского края" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2013 года по делу N А78-8980/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
государственное учреждение "Противопожарная служба Забайкальского края" (ОГРН 1047550030395, г. Чита) (далее - ГУ ПС Забайкальского края, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.09.2012 N 02-12/53 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (ОГРН 1047550015853, г. Чита) (далее - ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ ПС Забайкальского края обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности представления административного органа, ссылаясь на то, что ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае не обладает правом подменять Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, уполномоченный пунктом 9.4.7 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233, на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов собственности Забайкальского края; учреждением не допущено нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме указано на использование бюджетных средств, а не имущества. Заявитель жалобы указывает, что ГУ ПС Забайкальского края субсидии из федерального бюджета не получало, 10 единиц лесопожарной техники не приобретало, седельные тягачи не могут применяться без полуприцепов-тяжеловозов, которые не были переданы учреждению; в эксплуатации 4 бульдозеров не было необходимости, учитывая наличие 11 бульдозеров в соответствии с нормами штатной положенности.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает, что имела место проверка использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники, и установлено неэффективное использование материальных ценностей (лесопожарной техники), закупленной за счёт средств субсидии из федерального бюджета.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 13.08.2012 N 112-р/п ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае проведена проверка использования учреждением субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2011 году на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, в ходе которой установлено неэффективное использование материальных ценностей на сумму 34 771 230 рублей, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации не приняты меры по обеспечению результативности и эффективности использования имущества, приобретенного за счет средств субсидии из федерального бюджета.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.08.2012 N 112.
ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае в адрес учреждения вынесено представление от 27.09.2012 N 02-12/53 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, согласно которому директору ГУ ПС Забайкальского края предложено рассмотреть данное представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: неиспользование 10 единиц лесопожарной техники, приобретенной за счет средств на сумму 34 771 230 рублей, источником которых является субсидия из федерального бюджета, для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
ГУ ПС Забайкальского края, полагая, что названное представление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае соответствия оспариваемого представления действующему законодательству и отсутствия нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 345 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" (далее - Постановление N 345) субсидии предоставляются в целях софинансирования мероприятий по приобретению специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения специализированных государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
На основании названного Постановления N 345 Федеральное агентство лесного хозяйства, являющееся главным распорядителем средств федерального бюджета, и Правительство Забайкальского края заключили Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (далее - Соглашение о предоставлении субсидий). Указанным Соглашением предусмотрено, что субъект Российской Федерации обязуется осуществить приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (пункт 3.2.1); обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидий (пункт 3.2.4).
Согласно Уставу ГУ ПС Забайкальского края учреждение является некоммерческой организацией и создано в целях обеспечения осуществления Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края функций по выполнению государственных работ в сфере пожарной безопасности. Функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Судами установлено, что учреждению на основании распоряжений Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 29.09.2011 N 4315/р, от 18.10.2011 N 4639/р, от 27.12.2011 N 6571/р по актам о приемке-передаче объекта основных средств от 29.09.2011 NN 323-326, от 18.10.2011 NN 418, 419, от 27.12.2011 NN 681, 683, 685, 687 были переданы, в том числе седельные тягачи Урал 542362-0111-10 в количестве 6 единиц общей стоимостью 17 850 000 рублей, бульдозеры Б 10-М.0111-1Е в количестве 4 единицы на общую сумму 16 921 230 рублей, закупленные в 2011 году за счет средств субсидии из федерального бюджета на сумму 34 771 230 рублей.
Поскольку, как установлено судами, вышеперечисленная лесопожарная техника ГУ ПС Забайкальского края не эксплуатировалась, что учреждением не оспаривается; доказательства принятия мер по обеспечению результативности и эффективности использования полученной техники учреждением в материалы дела не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае нарушения учреждением статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая, что при использовании определенного бюджетом объема средств, то есть 10 единиц лесопожарной техники, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата при выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
Довод кассационной жалобы о неправомерном применении к данным правоотношениям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, как несостоятельный в правовом отношении и не соответствующий установленным судами фактическим обстоятельствам дела, учитывая, что учреждением допущено неэффективное использование средств федерального бюджета в виде не использования лесопожарной техники, закупленной за счет субсидии из федерального бюджета.
Ссылки ГУ ПС Забайкальского края на то, что субсидии из федерального бюджета оно не получало, 10 единиц лесопожарной техники не приобретало, несостоятельны, поскольку техника была приобретена в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий за счет субсидий, выделенных бюджету Забайкальского края, и передана учреждению для реализации целей, указанных в его Уставе.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае не обладает правом подменять Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, уполномоченный пунктом 9.4.7 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010 N 233 (далее - Положение о Департаменте), на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов собственности Забайкальского края, проверен, однако не может быть учтен судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения о Департаменте Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере: исполнения переданных Российской Федерацией полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства"; имущественных и земельных отношений Забайкальского края.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов (часть 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 (далее - Положение), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1). В целях реализации предоставленных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверяемые организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.3). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Территориальное управление осуществляет в установленной сфере деятельности контроль и надзор, в том числе, за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1).
Таким образом, территориальный орган Росфиннадзора в Забайкальском крае в пределах своих полномочий проверил использование учреждением бюджетных средств, предоставленных для приобретения специализированной лесопожарной техники и оборудования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2013 года по делу N А78-8980/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов (часть 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 (далее - Положение), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.1.1). В целях реализации предоставленных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверяемые организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.3). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4)."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. N Ф02-2433/13 по делу N А78-8980/2012