г. Иркутск |
|
2 июля 2013 г. |
N А19-18463/2012 |
Резолютивная часть постановление объявлена 25 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Межведомственной комиссии по вопросам миграции Бронниковой Татьяны Анатольевны (доверенность от 01.03.2013), общества с ограниченной ответственностью "Фигаро" Парфентьевой Екатерины Анатольевны (доверенность от 03.09.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межведомственной комиссии по вопросам миграции на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года по делу N А19-18463/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фигаро" (далее - ООО "Фигаро", общество, ОГРН 1073811006719, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межведомственной комиссии по вопросам миграции (далее - Межведомственная комиссия) о признании незаконным решения, изложенного в письме Министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 28 августа 2012 года N 62-37-1211/2, о нецелесообразности привлечения иностранных работников в количестве 6 человек в 2012 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года заявленное требование удовлетворено. Суд обязал Межведомственную комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фигаро" в порядке, установленном Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила N 783).
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года решение суда от 27 ноября 2012 года оставлено без изменения.
Не согласившись судебными актами, Межведомственная комиссия обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
По мнению заявителя кассационной жалобы, уведомление от 28.08.2012 не является решением Межведомственной комиссии и само по себе не влечет нарушения прав и законных интересов общества, так как является только формой извещения о принятом решении, следовательно, правовые основания для рассмотрения заявления о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам миграции, отсутствуют.
Заявитель жалобы считает, что принятое межведомственной комиссией решение соответствует Федеральному закону от 27.02.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и не нарушает права и законные интересы общества.
В судебном заседании представитель Межведомственной комиссии поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27 февраля 2012 года общество обратилось в Министерство с заявлением об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на 2012 год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам, в котором изложило свою потребность в иностранных работниках в количестве 6 человек.
19 апреля 2012 года Межведомственной комиссией признано целесообразным привлечение обществом в 2012 году иностранных работников из Индонезии в количестве 6 человек по профессиям: повар - 3 человека, кондитер - 2 человека, администратор зала - 1 человек.
10 июля 2012 года на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (www.migrakvota.gov.ru) была размещена информация о том, что заявка ООО "Фигаро" на 2012 год отклонена решением Межведомственной комиссии.
Письмом от 28 августа 2012 года N 62-37-1211/2 Министерство сообщило обществу о том, что 10 июля 2012 года на заседании Межведомственной комиссии было принято решение о нецелесообразности корректировки размера определенной на 2012 год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденной на 2012 год квоты.
Полагая, что решение Межведомственной комиссии, оформленное уведомлением Министерства, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии противоречит требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) решений государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых действий (решений) и обстоятельств, послуживших основанием для их совершения (принятия), возлагается на орган, чьи действия (решения) оспариваются (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации" (далее - Правила N 783).
Пунктом 15 Правил установлено, что согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
Так, в Иркутской области Межведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании постановления Губернатора Иркутской области от 27.03.2009 N 65-п.
Согласно пункту 17 Правил N 783 межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
На основании пункта 20 Правил N 783 уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
Следовательно, Правилами N 783 не предусмотрено направление в адрес работодателей собственно решений межведомственной комиссии: о принятии таких решений работодатели уведомляются путем соответствующих писем (уведомлений) уполномоченных органов субъектов Российской Федерации (в рассматриваемом случае таким органом является Министерство).
В соответствии с пунктом 13 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам миграции, утвержденного постановлением Губернатора Иркутской области от 27.03.2009 N 65-п, решения комиссии оформляются протоколами.
Пунктом 16 данного Положения предусмотрено, что решения комиссии и иная информация о деятельности комиссии доводится до сведения всех членов комиссии и других заинтересованных лиц и организаций.
Решение межведомственной комиссии согласно пункту 1 Правил N 783 может быть оспорено работодателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В связи с тем, что Межведомственная комиссия, исходя из взаимосвязанных положений статьи 2 Закона N 115-ФЗ и Правил N 783 наделена публичными полномочиями в области миграции, ее решения могут быть обжалованы в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного довод заявителя кассационной жалобы о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду является несостоятельным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Межведомственная комиссия свое решение, оформленное протоколом, в адрес общества не направляла, иным образом до сведения общества не доводила. О принятом решении общество было уведомлено в порядке, предусмотренном пунктом 20 Правил N 783. Доказательств обратного в материалах дела не представлено.
Судами также установлено, что 19.04.2012 Межведомственной комиссией признано целесообразным привлечение обществом в 2012 году иностранных работников из Индонезии в количестве 6 человек по профессиям: повар - 3 человека, кондитер - 2 человека, администратор зала - 1 человек (уведомление от 24 апреля 2012 года N 06/294, выписка из приложения N 1 к протоколу N 2 заседания Межведомственной комиссии от 19 апреля 2012 года). Заявка ООО "Фигаро" от 27 февраля 2012 года была рассмотрена и получила необходимые положительные согласования.
Решение, которым признано целесообразным привлечение работодателем ООО "Фигаро" иностранных работников в количестве 6 человек, оформленное в виде выписки из протокола от 19 апреля 2012 года, было принято в порядке, установленным действующим законодательством, впоследствии кем-либо не оспорено и не признано недействительным.
Доказательств того, что после принятия решения от 19 апреля 2012 года обществом было подано иное (новое) заявление, в материалы дела также не представлено. Протокол N 4 заседания Межведомственной комиссии от 10 июля 2012 года не содержит каких-либо выводов относительно общества.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о нарушении межведомственной комиссией установленной процедуры рассмотрения заявлений работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, отсутствии документальных доказательств, свидетельствующих о возможности удовлетворить потребность общества в работниках за счет рабочей силы из числа российских граждан.
С учетом изложенного вывод судов о том, что оспариваемое решение Межведомственной комиссии противоречит требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, является правильным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2012 года по делу N А19-18463/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.