г. Иркутск |
|
8 июля 2013 г. |
N А10-3671/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" Харчишина Андрея Олеговича (доверенность от 27.06.2013), Воронова Игоря Викторовича (доверенность от 24.06.2013), Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Хохоевой Оксаны Александровны (доверенность от 13.12.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года по делу N А10-3671/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд первой инстанции - Рабдаева Л.Ю., Мархаева Г.Д.-С., Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Электросетевая компания" (ОГРН 1090327000928, г. Улан-Удэ) (далее - ООО "Электросетевая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа от 31.05.2012 N 1/19 Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия, Служба) "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы" в части приложения N 2.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года решение суда первой инстанции отменено на основании пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Электросетевая компания" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1178), пунктов 16, 17, 26, 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178, пункта 3.62 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 N 29, нарушения пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы суда о законности приказа РСТ по Республике Бурятия от 31.05.2012 N 1/19, ссылаясь на нарушение Службой формы издания единого документа, предусмотренного действующим законодательством - решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в виде двух различных документов: решения и приказа к нему; на то, что судами не дана оценка доводам общества об отсутствии у Службы полномочий по установлению необходимой валовой выручки в форме приказа; считает необоснованным вывод суда о том, что РСТ по Республике Бурятия приводила приказ от 27.12.2011 N 1/39 в части рассмотрения вопроса по расходам общества на аренду в соответствие постановлению Правительства Российской Федерации N 1178; указывает, что у Службы имелась информация о величине амортизации и налога на имущество ОАО "Улан-Удэстальмост", поэтому она также имела возможность запросить необходимую информацию и у других организаций.
В отзыве на кассационную жалобу РСТ по Республике Бурятия считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством обоснование объёма финансовых средств, включаемых в необходимую валовую выручку является обязанностью электросетевой организации, так как НВВ - это экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ООО "Электросетевая компания" и РСТ по Республике Бурятия в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 27.12.2011 N 1/39 установлен размер необходимой валовой выручки (НВВ) электросетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы, в том числе НВВ ООО "Электросетевая компания" на 2012 год составила 36 101 200 рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" РСТ по Республике Бурятия приняла решение о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим РСТ по Республике Бурятия 18.05.2012 направила в адрес сетевых организаций, в том числе в адрес ООО "Электросетевая компания", письмо (исх. N 04-12/1040) о предоставлении информации о величине суммы арендной платы, включенной в тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год согласно представленной форме и в срок до 23.05.2012.
22.05.2012 общество направило в адрес Службы информацию об объектах электросетевого хозяйства, с которыми заключены договоры аренды имущества, и сумме арендной платы; однако обществом не были указаны величина амортизации и налога на имущество и обоснование данных затрат.
В этой связи РСТ по Республике Бурятия 30.05.2012 повторно истребовала указанную информацию с условием, что в случае непредставления такой информации, из расчета НВВ будут исключены расходы по аренде имущества с 2 полугодия 2012 года, без учета амортизации и налога на имущество. Данную информацию необходимо было представить до 18 часов 30.05.2012.
30.05.2012 ООО "Электросетевая компания" направило на имя руководителя РСТ по Республике Бурятия документы, подтверждающее право собственности на оборудование с указанием его стоимости, для включения в НВВ на 2 полугодие 2012 года суммы амортизации в размере 6 305 800 рублей по основным средствам, приобретенным у индивидуального предпринимателя Полуниной, ДНТ "Единство", ДНТ "Терра" и ДНТ "Ласточка".
Согласно протоколу заседания Коллегии от 31.05.2012 N 1/30 "О корректировке необходимой валовой выручки ООО "Электросетевая компания" на 2012 год" произведена корректировка по статье затраты "Аренда". НВВ на содержание сетей, определенная на 2012 год приказом РСТ N 1/39 для общества составила 36 101 200 рублей, в том числе аренда 10 387 000 рублей.
В целях приведения расчетов в соответствие с пунктом 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) исключены расходы по данным статьям в размере 18 000 рублей и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 18 000 рублей (1-е полугодие - 18 000 рублей, 2-е полугодие - 0 рублей).
ЗАО "Улан-Удэстальмост" письмом сообщило, что амортизация по имуществу, переданному в аренду ООО "Электросетевая компания", не начисляется, так как износ данного имущества составляет 100 процентов. Расходы по данным объектам в размере 4 681 450 рублей исключены и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 4 681 450 рублей (1-е полугодие - 4 681 450 рублей, 2-е полугодие - 0 рублей).
По договорам с ОАО "Металлоптторг", ООО "Фуд Трейд", МУ КУИиЗ г. Улан-Удэ информация обществом не представлена, в связи с чем исключены расходы по данным статьям в размере 494 100 рублей и приняты на 2012 год затраты на аренду по данным объектам в размере 494 100 рублей (1-е полугодие - 494 100 рублей, 2-е полугодие - 0 рублей).
С учетом изложенного, расходы на аренду составляют 5 193 550 рублей; принято НВВ на 2012 год в размер 30 907 700 рублей со снижением на 5 193 500 рублей с учетом указанных корректировок суммы аренды.
Приказом РСТ по Республике Бурятия от 31.05.2012 N 1/19 были внесены изменения в приказ РСТ РБ от 27.12.2011 N 1/39, НВВ ООО "Электросетевая компания" на 2012 год составила 30 907 700 рублей.
Общество, полагая, что приказ от 31.05.2012 N 1/19 не соответствует закону и нарушает его законные права, поскольку в НВВ на 2012 год неправомерно не включена сумма амортизации по основным средствам в сумме 5 075 300 рублей, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый приказ не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов).
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15). Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16). В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункт 17).
Подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования установлено, что при определении необходимой валовой выручки учитываются плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также, если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
С учётом изложенного в настоящее время расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
При этом в силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 (далее - Правила регулирования цен), в случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.
В соответствии с пунктом 2 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (далее - Регламент), дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней также не открывается, если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 установлено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок до 1 июня 2012 года следует принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года, в том числе тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на второе полугодие 2012 года. Установление (пересмотр) осуществить исходя из увеличения с 1 июля 2012 года не более чем на 11 процентов среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, по отношению к уровню среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного котлового тарифа по состоянию на дату принятия решений о пересмотре (установлении) с 1 июля 2012 года.
Как правильно установлено судом, издавая приказ от 31.05.2012 N 1/19, Служба во исполнение постановления Правительства N 1178 приводила в соответствие действующему законодательству приказ от 27.12.2011 N 1/39 в части рассмотрения вопроса по расходам ООО "Электросетевая компания" на аренду.
Установив на основании материалов дела, что ООО "Электросетевая компания" не представило обоснования затрат по амортизации и налогу на имущество в установленный в запросе Службы срок; на момент принятия приказа у Службы и у общества отсутствовали сведения о величине амортизации и налога на имущество арендуемого имущества, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ от 31.05.2012 N 1/19 принят в соответствии с пунктами 7, 8 Правил регулирования цен, в целях приведения в соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, при отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Службы полномочий по установлению НВВ в форме приказа проверен, однако не может быть учтен судом кассационной инстанции, как несостоятельный в правовом отношении.
Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 N 29, служба является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия, а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия (пункт 1.2). Устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) (пункт 3.8).
Пунктом 8 Правил регулирования цен и пунктом 2 Регламента предусмотрено изменение тарифов и (или) их предельных уровней в течение финансового года, осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации. Регламентом утверждена форма приказа (приложение N 1 к Регламенту) и приложение N 4.2 к форме приказа (необходимая валовая выручка организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии на долгосрочный период, рассчитанная с применением метода доходности инвестированного капитала).
При таких обстоятельствах и приведённом правовом регулировании суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки названных выводов суда.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, не влияют на правильность выводов суда апелляционной инстанции, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года по делу N А10-3671/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.