г. Иркутск |
|
30 июля 2013 г. |
N А19-773/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "Металлон+" Дегтярёва Игоря Евгеньевича (паспорт), представителя общества с ограниченной ответственностью "Металлон+" Владимирцева Игоря Юрьевича (доверенность от 14.01.2013), Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области Волошиной Веры Петровны (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Металлон+" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2013 года по делу N А19-773/2013 (суд первой инстанции - Сураева О.П.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Металлон+" (далее - ООО "Металлон+", ОГРН 1103850034750, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области (далее - Служба, ОГРН 1073808001134) о назначении административного наказания N 438/5-гэ от 15.01.2012 в размере 350 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Постановление 438/5-гэ от 15.01.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным в части назначения наказания и изменено. ООО "Металлон+" назначено наказание в виде штрафа в сумме 300 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Четвертый арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена на основании статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, по делу принять новый судебный акт.
Представитель общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представитель Службы считает судебный акт законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, представлен отзыв.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 16 июля 2013 года до 14 часов 10 минут 23 июля 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представитель Службы в судебное заседание не явился.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Металлон+" имеет лицензию Иран 00048 ТР от 15.02.2012 на право пользования недрами для разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Золоотвал-4" месторождения "Золоотвал", сроком до 01.02.2022.
Соглашением об условиях недропользования на участке недр "Золоотвал-4" месторождения "Золоотвал" для разведки и добычи песчано-гравийных пород, расположенным на территории Ангарского района Иркутской области от 15.01.2012, являющимся приложением N 1 к лицензии Иран 00048 ТР, и заключенным между ООО"Металлон+" и Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области установлены права и обязанности ООО "Металлон+", основные правила, сроки и условия пользования участком недр.
Первоначально площадь участка недр составляла 3 га, после внесения 06.08.2012 изменений в соглашение об условиях недропользования - 10,5 га.
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 04.09.2011 N 1574-га, обществу предоставлены в аренду земельные участки для разведки и добычи песчано-гравийных пород, заключен договор аренды земельных участков от 04.09.2012 N 8911.
На основании обращения Управления Росприроднадзора по Иркутской области и жалобы жителей микрорайонов Цементный и Строитель города Ангарска руководителем Службы вынесено распоряжение от 20.11.2012 N 438 ср-од (пр.) о проведении с 26.11.2012 по 21.12.2012 в отношении ООО "Металлон+" внеплановой документарной и выездной проверки.
По результатам проверки, проведенной с 26.11.2012 по 21.12.2012, составлены акт проверки от 21.12.2012. N 438-гэ (с учетом полученного обществом 15.01.2013 г. дополнения от 14.01.2013 г. в части опечатки - в тексте акта указана река Иркут вместо Китой) и протокол от 29.12.2012 N 438/5-гэ (с учетом полученного обществом 15.01.2013 г. определения от 14.01.2013 N 438/5 об исправлении опечатки - в тексте протокола указана река Иркут вместо Китой, а так же определения от 13.02.2013 об исправлении опечатки в дате - вместо 28.12.2012 следует читать дату 29.12.2012 в 17 час. 00 мин.).
Постановлением Службы от 15.01.2013 N 438/5-гэ ООО "Металон+" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, в размере штрафа 350 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным постановления в части назначения наказания и изменяя наказание обществу в виде штрафа в сумме 300 000 рублей, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения в данном случае образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 статьи 3 Закона о недрах, распоряжением Министерства природных ресурсов N 61-р и правительством Иркутской области от 22.10.2009 N 290/98-рп утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых, в который входят, в том числе, песчано-гравийные породы (смеси).
Согласно пункту 6.1.2 Соглашения к лицензии ИРан 00048 TP в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о недрах недропользователь обязан ежегодно до начала добычных работ согласовывать с Прибайкальским управлением Ростехнадзора планы развития горных работ.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Следовательно, к горным работам, предусмотренным условиями лицензий на пользование недрами отнесены, в том числе вскрышные, горноподготовительные или подготовительные работы.
В соответствии с пунктом 30 указанной Инструкции производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана не допускается.
В пункте 4 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, установлено, что в соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 5 названной Инструкции под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (п. 6 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ).
Добыча представляет собой комплекс производственных процессов по извлечению полезного ископаемого из недр. Открытый способ добычи полезных ископаемых рассматривается как процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами.
Производственные процессы, связанные с добычей полезных ископаемых, включают в себя работы по вскрытию, подготовке и разработке месторождений, а также жизнеобеспечению и безопасности объектов регулирования данного технического регламента.
При этом вскрышные породы являются горными породами, покрывающими полезное ископаемое и подлежащими выемке, перемещению и складированию при ведении открытых горных работ.
Как установлено судом и следует из акта проверки, на земельном участке площадью 3,8 га, расположенном в 50 м от реки Китой, размещены две траншеи длиной около 100 м, шириной от 10 до 20 м, глубиной от 1,5 м до 4 м, по контурам которых размещены отвалы вскрышных пород.
Факт вскрышных работ зафиксирован Службой в фототаблице от 11.12.2012.
Обществом представлена Проектная документация разработки участка песчано-гравийной смеси "Золоотвал-4" месторождения "Золоотвал" Ангарского района Иркутской области".
Указанная Проектная документация в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, "Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, утверждена и зарегистрирована Иркутским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора 18.06.2012 за N 67-ПД-20010-2006, проектная документация утверждена директором ООО "Металлон+", и 10.08.2012 согласована с территориальной комиссией Иркутскнедра по разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно указанной Проектной документации на разведочном участке к вскрышным породам отнесены: почвенно-растительный слой, торф, суглинки и супеси. Почвенно-растительный слой распространен в пределах всей площадки.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что для производства данных работ необходимо было разработать и согласовать в установленном порядке план развития горных пород на 2012 год.
Судом установлено, что общество, в данном случае не разработало и не согласовало в установленном порядке план развития горных работ.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств при правильном применении норм материального права, в связи с чем в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2013 года по делу N А19-773/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.