г. Иркутск |
|
31 июля 2013 г. |
N А33-12837/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Лапиной М.В., секретаря судебного заседания Славской О.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края генерального директора общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" Медяника Павла Владимировича (паспорт), представителей общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" Гракова Виктора Игоревича (доверенность от 11.03.2013), Мирочника Дмитрия Александровича (доверенность от 11.03.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2013 года по делу N А33-12837/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
общество с ограниченной ответственностью "АртиСтрой" (далее - ООО "АртиСтрой", общество, ОГРН 1022402665196, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса; об обязании администрации Емельяновского района принять решение о предоставлении обществу в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Земля".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 января 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края, выразившееся в непринятии решения по заявлению ООО "АртиСтрой" о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, пр-кт. Котельникова, участок N 9 "А" с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15600 кв. м признано незаконным. В удовлетворении оставшейся части требований отказано. Суд обязал администрацию Емельяновского района Красноярского края восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращению общества с заявлением о предоставлении земельного участка.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2013 года решение суда от 29 января 2013 года отменено. По делу принят новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции Земельного кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленными им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.11.2004 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 303 002 кв. м, находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский района, п. Солонцы, пр. Котельникова, 9А. Земельному участку присвоен кадастровый номер 24:11:0290109:18, разрешенное использование земельного участка - для строительства под расширение торгового комплекса.
На основании постановления администрации Емельяновского района от 19.03.2009 N 359 указанный земельный участок площадью 303 002 кв. м, передан в аренду ОАО "АЛПИ" отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района по договору аренды от 17.04.2009 N 323. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка установлен с 14.05.2008 по 13.05.2011.
Письмом от 30.06.2010 N 1100 отдела по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района в адрес ОАО "АЛПИ" заявлено о прекращении действия договора аренды земельного участка от 17.04.2009 N 323 в связи с нарушением порядка и сроков внесения арендной платы более двух раз.
Аналогичное по содержанию письмо 30.06.2010 N 1101 адресовано отделом по управлению муниципальной собственностью и фондами администрации Емельяновского района на имя конкурсного управляющего Качина С.В.
Постановлением от 15.07.2010 N 2271 (в редакции постановления от 20.07.2010 N 2295) администрация Емельяновского района прекратила право аренды ОАО "АЛПИ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Красноярскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 30.07.2010 N 10/005/2010-739 в реестре отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок, кадастровый номер 24:11:0290109:18, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, пос. Солонцы, просп. Котельникова, уч. 9 "А".
08.11.2010 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства спортивного комплекса площадью 1,8 - 2,0 га в п. Солонцы, пр. Котельникова.
23.11.2010 комиссией, возглавляемой заместителем главы администрации Емельяновского района, составлен акт выбора и обследования земельного участка по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы для строительства спортивного комплекса в п. Солонцы. Также комиссией составлена схема испрашиваемого земельного участка.
15.12.2010 в газете "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) опубликована информация о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, в районе п. Солонцы для строительства спортивного комплекса площадью 1,6 га.
22.12.2010 между обществом (заказчик) и муниципальным предприятием "Земля" (подрядчик) заключен договор N 14 на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель (далее - договор подряда), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, и подрядчик принимает на себя выполнение работ по межеванию земельного участка. Адрес земельного участка в договоре подряда не указан. Проведение работ оплачено заказчиком в полном объеме, что подтверждается приходно-кассовым ордером от 22.12.2010 N 303560604. Согласно акту от 15.12.2011 N 1290 подрядчиком выполнен комплекс работ по межеванию земельного участка по договору подряда на сумму 14 654 рубля.
Постановлением администрации Солонцевского сельсовета от 26.04.2011 N 186 земельному участку, категория земли населенных пунктов, для строительства спортивного комплекса, присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 9 "А".
Постановлением администрации Солонцевского сельсовета от 18.10.2011 N 609 в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18, площадью 303 001 кв. м, вновь образованным участкам присвоены соответствующие адреса. Земельному участку площадью 15 600 кв. м присвоен следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А".
14.11.2011 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, разрешенное использование - для строительства спортивного комплекса, расположенный по адресу: проспект Котельникова, 9 "А". Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка N 24/12-68137 от 21.03.2012 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290109:341 образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:18.
Из кадастровой выписки от 10.01.2013 N 24/13-1036 о земельном участке с кадастровым номером 24:11:0290109:18, разрешенным использованием - для строительства, под расширение торгового комплекса, следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.11.2004, снят с кадастрового учета 30.12.2011.
Постановлением от 24.11.2011 N 3695 администрация Емельяновского района Красноярского края утвердила акт выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительно согласовала заявителю место размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса, расположенного по адресу: Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 9 "А", площадью 15 600 кв. м из земель населенных пунктов.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 03.02.2012 N 45 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341 с вида разрешенного использования "для строительства под расширение торгового комплекса" на вид разрешенного использования "для строительства спортивного центра".
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 23.10.2012 N 2894, в связи с поступлением протеста прокуратуры Емельяновского района Красноярского края, отменено постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от 24.11.2011 N 3695 об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для строительства от 23.11.2010 и предварительном согласовании заявителю места размещения земельного участка для строительства спортивного комплекса.
16.04.2012 общество обратилось к Главе администрации Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:341, находящегося по адресу: Красноярский край, Емельяновский района, пр. Котельникова, 9 "А".
Считая, что бездействие администрации Емельяновского района Красноярского края противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Признав незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, суд первой инстанции исходил из наличия нарушения прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из несоблюдения порядка для предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренного статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Из положений пунктов 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Действия органа местного самоуправления городских или сельских поселений по информированию населения являются его обязанностью именно на этапе выбора земельного участка, поскольку в силу правила пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор и в случае наличия нескольких заявлений право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная правовая позиции сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10.
Кроме того, на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Таким образом, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования населения о предоставлении данного земельного участка.
Доказательств информирования населения о намерении выделить спорный земельный участок для строительства спортивного комплекса до оформления акта выбора земельного участка от 23.11.2010 в материалы дела не представлено.
Из газеты "Емельяновские веси" (N 50 за 2010 год) следует, что информация о возможном выделении спорного земельного участка со ссылкой на пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликована 15.12.2010.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении администрацией порядка предоставления данного земельного участка.
Поскольку процедура выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации не соблюдена, поэтому у администрации при установленных по делу обстоятельствах отсутствовала обязанность по предоставлению земельного участка в аренду.
С учетом изложенного бездействие администрации Емельяновского района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 9 "А", с кадастровым номером 24:11:0290109:341, площадью 15 600 кв. м, предназначенного для строительства спортивного комплекса, не могло привести к нарушению прав заявителя.
Нарушения или неправильного применения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, в том числе, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2013 года по делу N А33-12837/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.