г. Иркутск |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А33-15595/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Зуева А.О., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Черепахиной Алеси Викторовны (доверенность от 28.12.2012), представителей общества с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" Бочаровой Майи Юрьевны (доверенность от 04.06.2013) и Половинкина Алексея Владимировича (доверенность от 01.04.2013),
рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-15595/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Петроченко Г.Г.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Кириллова Н.А., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" (далее ООО "Красноярский цемент", ОГРН 1042402506299, место нахождения: г.Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра, ОГРН 1022402980290, место нахождения: г.Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГУБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г.Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80 в размере 123 230 000 рублей в соответствии с отчётом об оценке N 1-зем/05/12 от 31.08.2012; об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80 в размере 123 230 000 рублей, равном его рыночной стоимости; об обязании ответчиков при изменении каких-либо характеристик земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80, в том числе в связи с выделом, разделом данного земельного участка, влекущих изменение его кадастровой стоимости, за исключением изменения вида разрешенного использования данного земельного участка, использовать при расчёте кадастровой стоимости новых земельных участков и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80 удельный показатель кадастровой стоимости в размере равном 301 рублю 55 копейкам за 1 кв. м (полученному как частное от деления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80 на 01.01.2011 на его площадь на 01.01.2011).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:80 в размере 123 230 000 рублей, соответствующей суммарной рыночной стоимости составляющих его условных земельных участков, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчётом об оценке N 1-зем/05/12 от 31.08.2012. В остальной части требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года решение суда от 10 января 2013 года оставлено без изменения.
Управление Росреестра и ФГУБУ "ФКП Росреестра" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований, в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Управление Росреестра со ссылкой на нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает на необоснованность выводов о том, что заявитель является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель; органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
ФГУБУ "ФКП Росреестра" считает себя со ссылкой на статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ненадлежащим ответчиком по делу, указывая: на избрание истцом неверного способа защиты права, на неверный вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В письменных отзывах на кассационные жалобы ООО "Красноярский цемент" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, указав, что кадастровая стоимость земельных участков применяется с момента внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости, полномочия по внесению сведений о кадастровой стоимости возложены на органы кадастрового учёта и оценки, ответчики являются лицами, способными устранить нарушенное право истца.
В суде кассационной инстанции представители Управления Росреестра и ООО "Красноярский цемент" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах.
ФГУБУ "ФКП Росреестра" надлежащим образом уведомлено о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отравления, представителя не направило.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзывах на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:0000000:80 площадью 408 653 кв. м, находящийся по адресу г. Красноярск ул. Краснопресненская 1.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 739 321 646 рублей 25 копеек. В кадастровом паспорте от 15.05.2012 имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0000000:80, состоящем из частей: 24:50:0700263:60 площадью 53437 кв. м, охранная зона коммуникаций 8608 кв. м, 24:50:0700268:5 площадью 4142 кв. м, 24:50:0700267:8 площадью 17705 кв. м, 24:50:0700262:30 площадью 333369 кв. м.
Согласно отчёту ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/05/12 от 31.08.2012 полученная в результате проведения рыночной оценки стоимость земельных участков по состоянию 01.01.2011 составила: 24:50:0700263:60 площадью 53437 кв. м - 26 239 000 рублей; 24:50:0700268:5 площадью 4142 кв. м - 5 041 000 рублей; 24:50:0700267:8 площадью 17705 кв. м - 12 180 000 рублей; 24:50:0700262:30 площадью 333369 кв. м - 79 770 000 рублей.
К отчёту ООО "Альянс-оценка" N 1-зем/05/12 от 31.08.2012 представлено положительное экспертное заключение N 658/09/12 от 04.09.2012 Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", согласно которому отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы судов.
Предметом исковых требований по существу является требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: отчёт N 1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 31.08.2012, экспертное заключение от 04.09.2012 N 658/09/12 на отчёт N 1-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка, суды пришли к выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 123 230 000 рублей.
Изложенные в кассационных жалобах доводы ответчиков заявлялись в суде апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены со ссылкой на статью 3, части 3, 4 статьи 16, статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; пункты 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"; пункты 7.1.20, 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2010 N П/146.
В соответствии с названными нормами права, орган кадастрового учёта вправе осуществить кадастровый учёт в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; в качестве основания к обязанию учёта изменений объекта недвижимости относится решение суда; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учёта по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта; осуществление государственного кадастрового учёта является одной из функций Росреестра; к полномочиям Управления Росреестра отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованно удовлетворены и оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований не имеется.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 января 2013 года по делу N А33-15595/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н.Буркова |
Судьи |
А.О.Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.