г. Иркутск |
|
15 августа 2013 г. |
N А19-917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска Гуриновой И.А. (доверенность N 09-18 от 14.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственного учреждения) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-917/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ячменев Г.Г., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кафе Центральное" (ОГРН 1093850010715, далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (ОГРН 1103850018425, далее - Пенсионный фонд), выразившихся в бесспорном взыскании денежных средств с расчетного счета ликвидируемого общества на общую сумму 390 044 рубля 21 копейка; об обязании Пенсионного фонда осуществить возврат незаконно взысканных денежных средств в сумме 390 044 рубля 21 копейка на расчетный счет страхователя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Пенсионный фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене в связи с нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, положения пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не содержат исключений в отношении организаций, находящихся в стадии ликвидации, к ним применяется общий порядок принудительного взыскания.
Обществом отзыв на кассационную жалобу Пенсионного фонда не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы жалобы.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
С расчетного счета общества 22.11.2012 на основании выставленных Пенсионным фондом инкассовых поручений в бесспорном порядке списаны денежные средства в размере 390 044 рублей 21 копейки.
В порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации 04.10.2012 единственным участником общества принято решение о ликвидации в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности.
15.10.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о принятии решения о ликвидации общества, формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Сообщение о ликвидации должника опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 (399) от 17.10.2012 номер 41.
Общество, полагая, что действия Пенсионного фонда по бесспорному взысканию с расчетных счетов страховых взносов нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности действий Пенсионного фонда по бесспорному взысканию задолженности по страховым взносам в общей сумме 390 044 рубля 21 копейка ввиду нахождения общества в стадии ликвидации.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными.
Правоотношения по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 названного закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный законом срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В данной статье определен порядок действий по взысканию страховых взносов в принудительном порядке. Вместе с тем судами правильно отмечено, что положениями статьи 19 Закона о страховых взносах порядок взыскания страховых взносов с организации - плательщика, находящейся в стадии ликвидации, не урегулирован.
Для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности перед кредиторами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 названного кодекса) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно пункту 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь.
При этом в силу пункта 2 статьи 64 указанного Кодекса требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключениями, установленными данным пунктом.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5 статьи 64 Кодекса).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Пенсионный фонд направил ликвидируемому страхователю требование от 04.09.2012 N 04800240136130. Невыполнение названного требования в установленный срок послужило основанием к принятию 25.09.2012 решения о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
При этом судами установлено, что решение о взыскании за счет денежных средств страхователя в банке на общую сумму 530 471 рубль 83 копейки, а также инкассовые поручения на указанную сумму вынесены Пенсионным фондом до принятия обществом решения о ликвидации организации, что не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Однако, как подтверждается материалами дела, денежные средства в сумме 390 044 рубля 21 копейка по данным инкассовым поручениям списаны банком 22.11.2012, то есть после принятия решения о ликвидации общества.
Оценив по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации Пенсионный фонд не вправе был осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия противоречат вышеизложенным нормам права и влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов ликвидируемой организации.
При этом довод Пенсионного фонда о неизвещении его обществом о факте ликвидации, заявленный также и в кассационной жалобе, являлся предметом оценки судами первой и апелляционной инстанций и правомерно признан ими несостоятельным.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Закона о страховых взносах установлена обязанность плательщиков страховых взносов - организаций письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Данная обязанность обществом не исполнена, что подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Вместе с тем, судами правомерно отмечено, что данное обстоятельство само по себе не может являться основанием для нарушения кредитором ликвидируемого общества порядка и очередности удовлетворения своих требований.
Кроме этого, у Пенсионного фонда имелась информация о предстоящей ликвидации общества, поскольку сообщение о ликвидации должника опубликовано в надлежащем порядке.
Судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный положенный в основу кассационной жалобы довод о том, что статья 19 Закона о страховых взносах не содержит исключений в отношении организаций, находящихся в стадии ликвидации, к ним применяется общий порядок принудительного взыскания. Учитывая, что данный вопрос названным законом не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального или процессуального права, являются позицией Пенсионного фонда по делу и основаны на неправильном толковании фондом норм материального права.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 марта 2013 года по делу N А19-917/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.