г. Иркутск |
|
15 августа 2013 г. |
N А78-994/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края - Федосеева Георгия Владимировича (доверенность от 14.05.2013); Правительства Забайкальского края - Слепцовой Любови Васильевны (доверенность от 19.10.2012),
рассмотрев в судебном заседании дело N А78-994/2012 Арбитражного суда Забайкальского края,
установил:
администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением об оспаривании постановления Правительства Забайкальского края (далее - Правительство) от 29.12.2011 N 518 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным районом "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" и городским поселением "Город Краснокаменск" (далее - постановление Правительства N 518), в соответствии с которым из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" передано 7 объектов недвижимости: 3 гаража, здание магазина, здание магазина "Овощи", 2 нежилых помещения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены городское поселение "Город Краснокаменск", Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года производство по апелляционной жалобе администрации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции посчитал, что постановление Правительства N 518 является нормативным правовым актом и в соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое администрацией решение арбитражного суда подлежит обжалованию в арбитражный суд кассационной инстанции.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2012 года производство по кассационной жалобе администрации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции об отнесении постановления Правительства N 518 к категории нормативных правовых актовактов. В этой связи суд кассационной инстанции прекратил производство по кассационной жалобе в связи с несоблюдением установленного статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последовательного порядка обжалования судебных актов, поскольку решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года не являлось предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2013 года отказано в удовлетворении жалобы администрации об отмене определения Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2012 года.
Не согласившись со всеми судебными актами по делу, администрация обратилась с заявлением об их пересмотре в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 2013 года дело N А78-994/2012 направлено на рассмотрение в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа для проверки правильности применения норм права судами первой и апелляционной инстанций.
Как усматривается из решения суда первой инстанции, уточненное требование администрации, хотя и заявленное как о признании незаконным и недействующим постановления Правительства N 518, рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, администрация обратилась в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции признал постановление Правительства N 518 нормативным правовым актом, в связи с чем в определении от 10 августа 2012 года сослался на часть 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативных правовых актов может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Данный вывод суда апелляционной инстанции является ошибочным в силу следующего.
В соответствии с пунктами 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Статья 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 321-ЗЗК "О нормативных правовых актах Забайкальского края" определяет нормативный правовой акт Забайкальского края как принятый (изданный) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Забайкальского края или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, из содержания постановления Правительства N 518 следует, что данный акт принят по вопросу однократного разграничения указанного в приложении конкретного муниципального имущества между четко определенным кругом лиц - муниципальным районом "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" и городским поселением "Город Краснокаменск", о чем администрация указывала в апелляционной жалобе.
Учитывая правовой смысл и содержание понятия нормативного правового акта, данного Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и изложенного в Законе Забайкальского края N 321-ЗЗК, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемое по данному делу постановление Правительства N 518 не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, в связи с чем не соответствует приведенным признакам нормативного правового акта.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе.
В этой связи определение суда апелляционной инстанции от 10 августа 2012 года подлежит отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует рассмотреть апелляционную жалобу администрации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года по существу заявленных в ней доводов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года по делу N А78-994/2012 Арбитражного суда Забайкальского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.