г. Иркутск |
|
20 августа 2013 г. |
N А33-1015/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Куликова Д.С., помощник судьи Шкреба К.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Обидина Артема Олеговича (доверенность от 27.06.2013); Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Шмыгина Станислава Игоревича (доверенность от 09.01.2013).),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2013 года по делу N А33-1015/2013 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Ражков Р.А.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ОГРН 1052460054327, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (г. Красноярск; ОГРН 102240267596; далее - антимонопольный орган) от 19.12.2012 N А1203-19.8/12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2013 года решение арбитражного суда отменено, по делу принят новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований. Судом признано незаконным и отменено постановление антимонопольного органа в части назначенного административного наказания, обществу назначено наказание в размере 50 000 рублей.
Обжалуя постановление суда апелляционной инстанции по мотиву нарушения судом норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и заявляя о его отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, общество оспаривает вывод суда о наличии действиях общества состава вменяемого правонарушения и вины общества в его совершении; по мнению общества, судом неправильно оценено содержание запроса антимонопольного органа от 27.07.2012 N 12202, а также неверно расценены обстоятельства запроса уточняющей информации по справке общества от 29.10.2012; судом не дана оценка представленным в деле возражениям 19.12.2012 N 1.3/01.2/18211-исх на протокол об административном правонарушении.
В кассационной жалобе общество указывает на несоответствие протокола по делу об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в части отсутствия указания времени и места совершения вменяемого правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Красноярское УФАС России соглашается с обжалуемым судебным актом, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, в целях проверки поступившего в антимонопольный орган обращения прокурора на действия общества, выразившиеся в необоснованном взимании с граждан денежных средств за опломбировку приборов учета электрической энергии, антимонопольным органом в адрес общества направлен запрос от 27.07.2012 о предоставлении сведений о размере платы, взимание которой осуществлялось.
Обществом представлена информация в виде таблицы (вх. N 14023 от 22.08.2012), содержащей наименование контрагента, дату акта (с 12.06.2012 по 16.08.2012), наименование услуги (проверка схем и опломбировка 1 и 3 фазных счетчиков), общую сумму с НДС 1 415 400 рублей.
Приказом Красноярского УФАС России от 03.10.2012 N 745 в отношении общества возбуждено дело N 412-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося во взимании платы с собственников жилых (нежилых) помещений за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии.
Определением от 03.10.2012 о назначении дела N 412-10-12 к рассмотрению антимонопольным органом у общества запрошена справка об общей сумме, оплаченной гражданами, юридическими лицами обществу за прием (опломбировку) и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии за период с 12.06.2012 и на момент исполнения настоящего запроса. На заседание комиссии антимонопольного органа 15.10.2012 запрошенная информация обществом не представлена.
Определением об отложении рассмотрения дела от 15.10.2012 антимонопольный орган повторно запросил у общества справку об общей сумме, оплаченной гражданами, юридическими лицами обществу за прием (опломбировку) и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии за период с 12.06.2012 и на момент исполнения запроса.
31.10.2012 на заседание комиссии антимонопольного органа по рассмотрению дела N 412-10-12 обществом представлена справка, согласно которой сумма, оплаченная за работы по опломбировке счетчиков электроэнергии за период с 12.06.2012 по 10.10.2012, составляет 548 054 рубля.
Антимонопольным органом при рассмотрении дела N 412-10-12 объявлялся перерыв до 07.11.2012 для уточнения запрошенной у общества информации.
На заседание комиссии антимонопольного органа 07.11.2012 обществом представлена информация, согласно которой, сумма, оплаченная контрагентами за работы по опломбировке счетчиков электроэнергии за период с 12.06.2012 по 10.10.2012, составляет 548 054 рубля.
Информация о сумме в размере 548 054 рубля не содержит сведений о контрагентах, датах актов и суммах в отношении каждого контрагента.
В связи с представлением обществом недостоверной информации, которая не соответствует ранее представленной по запросу антимонопольного органа информации (вх. N 14023 от 22.08.2012) Красноярским УФАС России в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2012 N А1203-19.8/12.
Постановлением от 19.12.2012 N А1203-19.8/12 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, выразившегося в предоставлении недостоверной информации, которая не соответствует ранее представленной информации (вх. N 14023 от 22.08.2012), подтвержденной документальными доказательствами.
Признавая указанное постановление антимонопольного органа незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации, поскольку обществом не были представлены в антимонопольный орган заведомо недостоверные сведения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о соблюдении антимонопольным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, вместе с тем отменил решение арбитражного суда, признав доказанным наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения. Одновременно суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии со статьей 25.4 Закона о защите конкуренции должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию (часть 1); непредставление в срок проверяемым лицом или представление им заведомо недостоверных сведений и информации, истребуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (часть 4).
Представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что в ответ на запрос антимонопольного органа от 27.07.2012 N 12202 обществом представлена информация в виде таблицы, содержащей наименование контрагента, дату акта (с 01.06.2012 по 16.08.2012, наименование услуги (проверка схем и опломбировка 1 и 3 фазных счетчиков), сумму с НДС (общая сумма указана 1 415 400 рублей).
С учетом постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (вступило в законную силу 12.06.2012), утвердившего Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, антимонопольным органом исключена из представленной обществом таблицы информация об актах за период с 01.06.2012 по 09.06.2012, в связи с чем, сумма за оказанные услуги по проверке схем и опломбировке 1 и 3 фазных счетчиков за период с 13.06.2012 по 16.08.2012 составила 1 313 160 рублей (1 076 168 рублей без НДС).
Однако впоследствии общество представило иную информацию с указанием иной суммы 548 054 рубля без каких-либо пояснений и соответствующих расшифровок о порядке соотнесения двух разных сумм (1 313 160 рублей и 548 054 рубля) за одни и те же оказанные услуги и временные периоды.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о предоставлении обществом заведомо недостоверных сведений (информации) и наличии в действиях общества состава указанного правонарушения.
Оценивая доводы общества о нарушении порядка составления протокола об административном правонарушении вследствие неуказания в нем времени и места совершения вменяемого правонарушения, суд кассационной инстанции исходит из того, что представленная недостоверная информация представлена обществом в антимонопольный орган по его запросу 31.10.2012 на заседание комиссии антимонопольного органа, о чем имеется запись в протоколе об административном правонарушении от 27.11.2012 N А1203-19.8/12, в связи с чем заявленный довод подлежит отклонению.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что суд апелляционной инстанции, выполняя требования части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, в частности, соблюдения порядка составления протокола и наличие в нем сведений, предусмотренных статьей 28.2 КоАП Российской Федерации. Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности суд не установил.
Таким образом, довод общества о несоответствии протокола требованиям, предъявляемым к его составлению, подлежит отклонению, как направленный на переоценку установленного судом обстоятельства и соответствующего вывода суда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2013 года приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2012 года N А1203-19.8/12 до рассмотрения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 96, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2013 года по делу N А33-1015/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительные меры в виде приостановления исполнения постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2012 года N А1203-19.8/12 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.